«Войска НАТО подогревают протестные настроения в обществе». Как национальные СМИ нарушали стандарты в августе

Поделиться:

«Войска НАТО подогревают протестные настроения в обществе». Как национальные СМИ нарушали стандарты в августе

Государственные СМИ в августе запугивали войсками НАТО у беларусских границ, повторением Майдана, планами Литвы и Польши на Беларуси. Умалчивали о причинах протестов и их требованиях. Использовали больше, чем в других месяцах, инструментов пропаганды.

Что мониторили

В ежемесячном отчёте «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. Рейтинг нарушений показывает, кто меньше/больше нарушал стандарты в течение месяца. Рейтинг манипуляций и пропаганды — кто и как часто использовал приёмы манипуляций и пропаганды в исследованных новостях.

Новости мониторятся каждый будний день (с методикой отбора новостей можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят в выходные, поэтому субботние и воскресные ТВ-выпуски тоже включаются в мониторинг.

 

О чём писали медиа в августе

Информационную повестку в августе создавали акции протеста по всей Беларуси и их последствия (задержания людей, в том числе и журналистов; издевательства и избиения при задержании и в ИВС), репрессии в отношении членов Координационного совета, международная реакция на протесты в Беларуси. Государственные СМИ искажали информационную повестку, смещали акценты на внешнюю военную угрозу и экономические успехи Беларуси.

 

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в августе у TUT.BY и Naviny.by — 4,99. В топ-5 вошли Euroradio (4,98), «Наша Ніва» (4,96), «Спутник Беларусь» (4,88) и «Белсат TV» (4,62).

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (2,93). За ним следуют «Беларусь 1» (3,05) и СТВ (3,14).

Лидерами по пропаганде в августе стали «Беларусь 1» (в 72% от общего числа исследованных сообщений), ОНТ (70%) и СТВ (59%).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов. ОНТ нарушил этот стандарт в 76% исследуемых сюжетов, «Беларусь 1» — в 75%, СТВ — в 71%. У государственных СМИ наличие пропаганда в 57% сюжетов связано с нарушением стандарта отделения мнений от фактов.

Негосударственные СМИ из 523 исследуемых материалов в 5% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики. Государственные СМИ из 669 исследуемых сюжетов в 97 % нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов и пропаганда

«Камни полетят в окна ваших домов»

В прошлых месяцах, в отличие от августа, государственные СМИ больше уделяли внимания деятельности Александра Лукашенко. Соответственно, Media IQ чаще фиксировал нарушения стандартов информационной журналистики в новостях о командировках и встречах президента. В августе сюжеты с нарушениями посвящены массовым мероприятиям против фальсификации выборов, акциям поддержки Лукашенко, внешней и внутренней политической ситуации. У государственных СМИ в 33% сюжетов пропаганда связана с нарушением стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации.

После выборов государственные телеканалы описывали акции протеста эмоционально, в негативной тональности, сгущали краски, делали акцент на агрессии протестующих. ГосСМИ представляют массовые акции как уличные беспорядки, а не как протестное движение. СТВ радикализирует  митинги, демонизирует протестующих. «Еще немного — камни и булыжник полетят в витрины магазинов и окна ваших домов». Телеканал основывается на собственных догадках и создаёт иллюзию, что демонстранты опасны для всех без разбора. Такая апелляция к публике — инструмент пропаганды.

 «Главные каналы импорта революции — Telegram-каналы. Инструкции, как разрушать свою страну и экономику. В каждом слове — ненависть, в каждой строке — кровь на улицах. Призыв к анархии. К войне»,транслирует своё отношение СТВ. Телеканал не даёт название телеграм-каналов, не знакомит зрителя с конкретными сообщениями, только озвучивает свою оценку. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов. СТВ не признаёт мирный характер демонстраций, утверждает, что акциям старательно создают имидж «мирных».

«Координаторы хаоса — опытные майданщики»

Телеканалы убеждают зрителей, что протестуют на улице в основном не беларусы. «Беларусь 1» утверждает, что «изначально в ядре протеста — большое количество иностранцев». Далее телеканал рассказывает о двух россиянах, которых обвиняют в координации протестов, но не о большом количестве иностранцев. СТВ знает, что в «Новополоцке, Пинске, Бресте накануне в эпицентре стояли автомобили с российскими номерами и была слышна украинская речь». И задаётся риторическим вопросом «Туристы ли?» В сюжете нет визуального или иного подтверждения присутствия автомобилей с российскими номерами и украинской речи на улицах и их причастности к уличным беспорядкам. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и достоверности.

В другом сюжете СТВ заявляет, что «самые страшные баррикады — там, где непрошенные гости, а координировать хаос и делать революцию в Беларусь приехали опытные майданщики». Телеканал продвигает своё мнений и оправдывает силовые действия ОМОНа. «Большинство силовиков нацелено не на ваши мирные идеи и желание перемен. Они пытаются не допустить пролития крови, вычленяют хулиганов и провокаторов. В основном заезжих». СМИ скрывает неудобные факты: пострадавших от действий сотрудников МВД протестующих белорусов, издевательства при задержании и содержании в изоляторе временного содержания, не называет количество задержанных, в том числе журналистов. Это пропаганда, нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.

Кто такие «настоящие беларусы»?

Государственные каналы обесценивают антиправительственные протесты и демонстрантов, противопоставляют их людям, поддерживающим президента, и умалчивают о причинах несанкционированных массовых мероприятий и требованиях их участников.

«Беларусь 1» заявляет, что протестующие не могут сформулировать, за какие конкретно принципы они радеют, а в другом — что им нужно «Сомали в центре Европы». ОНТ характеризует демонстрантов так: «Кто-то вообще не понимает, что он здесь делает. Для кого-то это забава». СТВ уверено, что протестующие «целенаправленно ведут страну к пропасти и выступают за хаос и беспорядки у ваших домов и квартир». В другом сюжете СТВ противопоставляет демонстрантов «настоящим белорусам» — сотрудникам ОМОНа.

Телеканалы умалчивают, почему люди выходят на улицы, чего требуют. Не говорят о обвинениях в фальсификации выборов, требованиях отставки Лукашенко, провести новые честные выборы. В сюжетах нет голоса протестующих. Нарушения стандартов полноты информации и отделения мнения от фактов привели к передергиванию фактов и пропаганде.

Хаосу и безразличию, которые, по мнению государственных СМИ, царят на антиправительственных митингах, медиа противопоставляют акции в поддержку президента. Государственные СМИ описывают акции в поддержку мира, безопасности и спокойствия только в позитивной тональности, говорят о радостной атмосфере праздника.

Телеканалы «Беларусь 1», СТВ, ОНТ и портал «СБ. Беларусь сегодня» утверждают, что в акциях в поддержку мира, безопасности и спокойствия участвуют все, кому важно сохранить независимость, суверенитет, и всё то, что так кропотливо строили последние 26 лет. Медиа создают впечатления, что участники мирных протестов выступают против вышеперечисленного. СМИ противопоставляют участников акций в поддержку Лукашенко антиправительственным, формулируют ложную дилемму: разделяют беларусское общество на «своих» и «чужих». Это передёргивание фактов и манипуляция. «Беларусь 1» и СТВ подчёркивают, что демонстрантам «плевать» на беларусов и экономику страны. В других сюжетах телеканалов звучит, что среди желающих сохранить существующий политический курс «неравнодушных к будущему страны нет».

«„Любимую не отдадим“ — в едином порыве скандировала всю неделю, вся Беларусь: от столицы и крупных областных центров до самых небольших и уютных городков», —  эмоционально описывает масштаб акций «Беларусь 1», но не называет конкретное число участников. В другом сюжете телеканал заявляет, что «на митингах представлены абсолютно все отрасли». СМИ нарушает стандарт отделения мнений от фактов и полноты информации, умалчивает о существовании альтернативной точки зрения, создают у зрителя впечатление, что все поддерживают президента. Такой же манипулятивный приём использует и портал «СБ. Беларусь сегодня».

В государственных СМИ в августе, как и в июле, звучит конспирологический пропагандистский нарратив, который повторяет риторику Лукашенко: беларусы не самостоятельно выходят на акции протеста, ими профессионально манипулируют зарубежные кукловоды. В сюжете об акции поддержки Лукашенко «Беларусь 1» заявляет, что «люди, которых волнует судьба своей страны, пришли сюда по зову сердца, а не иностранных телеграм-каналов». Цель создания контраста — обесценить выступающих против Лукашенко на фоне тех, кто его поддерживает.

Цветные революции vs семейные ценности

В сюжетах о митингах в поддержку мира, безопасности и спокойствия телеканал «Беларусь 1» спекулирует на теме семьи и детей. Телеканал транслирует своё мнение: граждане, у которых есть семья и дети, «реально понимают, чего на самом деле стоит мир и спокойствие, к чему могут привести разного рода забастовки и так называемые цветные революции», а к провластным митингам присоединяются «все семейные пары, которые искренне хотят сохранить спокойную жизнь и счастье своих детей». Из сказанного вытекает, что если человек не участвует в подобной акции, то счастья своим детям не хочет. Это пропаганда: телеканал апеллирует к эмоциям, спекулирует на родительских чувствах и создаёт положительный имидж акций в глазах телезрителей. Также «Беларусь 1» уверен, что акции в поддержку Лукашенко объединили всех, кто любит свою страну.

«Но когда есть дом, семья, дети, работа, свои заботы и четкое понимание: хочешь выше зарплату — учись, трудись, предлагай, инициируй. Когда все это есть, разве выйдет мирный белорус на площадь?» – задаёт риторический вопрос и апеллирует к публике «Беларусь 1». СМИ ограничивает ценности и потребности беларусов, называет только базовые. Убеждает людей, что, имея всё это, выходить на площадь бессмысленно, потому что непонятно, что ещё можно требовать. Это апелляция к публике и пропаганда.

Телеканал внушает зрителям, что их ценностям что-то угрожает. «Впереди выходные, и это время, когда каждому важно побыть с семьёй и просто подумать о ценностях, которые мы должны сохранить». Кто именно угрожает и каким ценностям, СМИ умалчивает. Это запугивание.

«Войска НАТО подогревают протестные настроения»

По версии «Беларусь 1», ОТН и СТВ, дестабилизировать ситуацию в Беларуси стремятся не только протестующие с криминальным прошлым, но и внешние силы. Это Литва, Польша, США и НАТО. Телеканалы уверяют, что в Беларуси присутствует внешнее вмешательство и развёртывается сценарий цветной революции. Аргумент: «совершенно очевидно»

Государственные телеканалы рассказывают о большом скоплении войск США и НАТО на границе с Польшей и Литвой, говорят о военно-политическом давлении на Беларусь. Но СМИ умалчивают, что Польша и страны Балтии проводят совместные учения с США, Defender Europe 20 Plus, крупнейшие за последние 25 лет. По плану учения должны были закончится 20 мая, но сроки сместили из-за коронавируса и они закончились 22 августа.

ГосСМИ связывают присутствие войск НАТО и США на западных границах с протестами в Беларуси.  «Такое давление извне ставит своей целью максимально рассредоточить силы белорусских военных и правоохранителей, отвлечь от внутренней ситуации и максимально напрячь на внешних рубежах. Параллельно подогреваются и протестные настроения в обществе», заявляет телеканал «Беларусь 1». ОНТ также уверяет, что войска США и НАТО «подкатили синхронно с беспорядками в Беларуси». Медиа нарушают стандарт полноты информации, что позволяет им по-своему трактовать события у границ Беларуси и манипулировать общественным мнением.

«Беларусь 1» уверяет, что Литва и Польша вмешиваются во внутреннюю политику Беларуси, чтобы решить свои проблемы. Литва «грезит закрытием белорусского Островца», Польша якобы снова хочет «от можа до можа»[1] и отвлечь своё население, которое разорилось из-за коронавирса. Вместе Вильнюс и Варшава лоббируют интересы США. Всё это — суждения журналиста. Телеканал информирует, что активы белорусских госпредприятий — свыше 100 миллиардов долларов. «Это еще один стимул „качать“ Беларусь. За такой „куш“ готовы играть уже не только наши западные соседи, но и государства покрупнее. Например, американский бизнес». СМИ искажает информацию, транслирует догадки вместо фактов и отвлекает внимания зрителей с политических проблем внутри страны (которые не описывает в полном масштабе) на некую неназванную сконструированную внешнюю угрозу. Такой инфошум на фоне замалчивания — инструмент пропаганды. Телеканал СТВ также призывает беларусов, несмотря на разные взгляды, объединиться перед лицом внешней угрозы. СТВ смещает акценты с протестов и искажает информационную повестку. Ни СТВ, ни «Беларусь 1» не озвучивают, в каких конкретно действиях проявляется внешняя угроза со стороны Литвы, Польши и США. Это конспирологическая теория телеканалов.

Миф о Майдане

Телеканалы «Беларусь 1», СТВ и ОНТ в августе запугивали зрителей не только внешней военной угрозой и потерей суверенитета, но и возможностью повторения в Беларуси событий на Майдане в Украине. «Беларусь 1» утверждает, что «оппозиционный штаб скопировал и реализовывает идею украинского майдана». Но не приводит примеров, что именно он для этого делал.

«На практике революции никогда не приводят к улучшению положения тех, кто их совершает. Спустя 6 лет после украинской „революции достоинства“ выводы напрашиваются сами. Они неутешительны, мягко говоря. Майдан был спланирован. Простых украинцев и тех, кто вышел на него, и тех, кто не вышел, ограбили. Грабеж продолжается и сейчас, хотя Запад делает вид, что все в порядке. Так и живут», транслирует своё мнение «Беларусь 1». Непонятно, о чём журналист говорит. Выводы, которые напрашиваются сами, он не озвучивает, а только описывает как «неутешительные». Кто именно ограбил и продолжает грабить — умалчивает. Медиа не информирует зрителя, а апеллирует к его эмоциям. СМИ эксплуатирует события украинской революции в своих целях по той же схеме, что и транслирует пропаганду о внешней угрозе со стороны НАТО. Озвучивает вырванные из контекста факты, подтасовывает их и продвигают своё мнение.

В другом сюжете «Беларусь 1» утверждает, что революции в Грузии, Украине, Кыргызстане и Узбекистане были сделаны «под копирку» и финансировались США. Такой же сценарий, по мнению телеканала, ожидает и Беларусь. СМИ пренебрегает разницей в политических ситуациях в этих государствах и в итогах революционных событий, объединяют их в единый образ. Почему журналист говорит о цветных революциях именно в этих странах, непонятно. Медиа апеллирует к стереотипным знаниям зрителя, что это не самые богатые государства и Беларусь окажется среди них.

«Беларусь 1» упрощает события в Украине в 2013-2014 годах до пропагандистского мифа о Майдане, который использует для запугивания зрителей. Не озвучивает конкретные факты, не приводит доказательств, что ситуация в Беларуси и Украине развивается схожим образом. СМИ апеллирует к стёртой негативной памяти зрителей о Майдане и утверждает, что в Беларуси неназванные акторы хотят повторить тоже самое. Телеканал отвлекает внимание аудитории от информационной повестки сконструированным мифом о Майдане. Нарушает стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов, смещает акценты с протестного движения в Беларуси на его возможные негативные последствия и манипулирует аудиторией.

 

Нарушение стандарта достоверности: как известно, врачи и правоохранители говорят в унисон

В сюжетах о внешней и внутренней политике Беларуси государственные телеканалы ссылают на коллективные цитаты экспертов, выдают сказанное одним экспертом за мнение сообщества.  Например, ОНТ утверждает, что по оценкам неназванных экспертов программа Координационного совета суицидальная. Это нарушение стандарта достоверности.

Телеканал «Беларусь 1» в сюжете об протестах ссылается на коллективную цитату медиков и правоохранителей, которые «в унисон заявляют — значительная часть задержанных находилась в состоянии алкогольного и даже наркотического опьянения». Далее СМИ утверждает «Есть информация (ее проверяют), что психотропы подвозят прямо на место протестов». Обнародование непроверенной информации – нарушение стандартов информационной журналистики.

Тенденцией августа стали ссылки на информацию, которая появилась в сети, вторичные, недостоверные источники. «В Сети появилась информация о том, что лондонский олигарх выделил интернет-писателям миллион долларов для оказания давления на белорусского лидера, а заодно по накатанной и на организацию протестов в России». Такое громкое заявление от «Беларусь 1» невозможно проверить. Это нарушение стандарта достоверности. СТВ же считает, что для утверждения, что уличные беспорядки готовились задолго до завершения дня голосования и руководили ими зарубежные силы, достаточно аргумента «известно».

Сюжет со ссылкой на вторичный источник публикует ОНТ. Телеканалу даёт комментарий немецкий политолог, издатель журнала World Econоmy Александр Сосновский. «Я недавно разговаривал с моим коллегой, который долгое время работал замминистра правительства Германии, который мне сказал, что, по его сведениям, есть информация, что различными путями с помощью криптовалют на протестные мероприятия в Беларуси было переведено более 6 миллиардов долларов», — утверждает Сосновский. Политолог озвучивает общественно важную информацию и не называет источник, а телеканал публикует комментарий. На каком основании Сосновский называет именно такую цифру, непонятно. Для сравнения: 1 января 2020 года внешний долг Беларуси составлял 16,9 миллиардов долларов.

«Беларусь 1» опубликовал телефонный разговор члена координационной группы Виктора Бабарико по Фрунзенскому району Минска Валерия Повидайко с его знакомой Ольгой. Фамилию Ольги СМИ не называет, но утверждает, что ранее она имела прямое отношение к штабу Бабарико, а потом «от дел отошла, увидев, что избирательная кампания обернулась хаосом и делением мандатов и властных полномочий в их Беларуси будущего». Журналист не рассказывает, откуда он знает историю Ольги, зрителю приходится верить ему на слово. Телефонный разговор «появился в интернете». Мы не знаем, законно ли телеканал обнародовал разговор, действительно ли в нём принимают участие люди, о которых говорит журналист. Из короткого телефонного разговора журналист делает вывод: Сергей Тихановский и Мария Колесникова — фигуры для прикрытия, ими просто воспользовались и хотели выкинуть из «нового правительства».  Но из озвученной записи этот вывод не вытекает. Непонятно, о каком «новом правительстве» речь: которое до сих пор не создано в изгнании или которое сформируется после ухода Лукашенко. Разговор вырван из контекста, мы не понимаем, когда разговаривали его участники, что именно обсуждали, их утверждения — факты или эмоциональные оценки, предположения. Это нарушение стандарта достоверности и пропаганда: журналист подгоняет факты под свои выводы.

На митинг за бутылку

У СТВ и «Беларусь 1» в один день (25 августа) вышли два сюжета, но источником информации в них выступает один и тот же мужчина. Он рассказывает, что за участие в митинге ему заплатили деньги. Полученные средства он потратил «на бутылку». Телеканалы не называют фамилию человека и скрывают его лицо, но на основании его показаний делают вывод, что протестующие «не всегда идейные оппоненты власти, а выходят на митинги за деньги». Кто именно заплатил деньги, мужчина не говорит. Телеканал использует ненадёжный и не авторитетный источник информации, на основе единичного заявление обобщает сказанное им на большое количество участников протестов. Это нарушение стандарта достоверности и пропаганда. СМИ стремится унизить и обесценить участников протеста, поэтому в качестве демонстранта и источника используют человека, который любит выпить.

 

Выводы

В августе у государственных телеканалов пропаганда чаще появлялась в сюжетах из-за нарушения стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации. В 33% сюжетов пропаганда связана с нарушением этих стандартов.

СМИ нарушали стандарт полноты информации, умалчивали о причинах, по которым люди выходят на массовые мирные мероприятия, не озвучивали их требования, не информировали зрителей, что войска НАТО у западных границ Беларуси — запланированные учения. Замалчивая важные, неудобные факты, государственные телеканалы нарушали стандарт отделения мнений от фактов и транслировали своё мнение и пропагандистские нарративы.

Телеканалы «Беларусь 1», СТВ и ОНТ использовали в августе больше, чем в других месяцах, инструментов пропаганды. СМИ сместили акценты в информационной повестке, запугивали зрителей, создавали информационный шум на фоне замалчивания, конструировали ложную дилемму, выдвигали конспирологические теории.

Государственные телеканалы запугивали зрителей внешним вмешательство в дела Беларуси; военной угрозой со стороны войск НАТО и США, которые находятся на территории Польши и Латвии; сконструированным мифом о Майдане. ГосСМИ создали ложную дилемму: противопоставляли участников антиправительственных акций людям, которые выходят на митинги в поддержку Лукашенко.

 

Марина Елистратова  

 

[1] Польша от моря до моря, иногда употребляется в буквальной русской транскрипции «Польска от можа до можа»[1] (польск. Polska od morza do morza) — польский националистический лозунг в рамках польского аналога панславизма или идеологической установки, подразумевающих, что федерация народов под управлением Польши должна распространяться «от моря до моря», то есть от Балтийского моря до Чёрного моря.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Протесты и система власти через призму госпропаганды. Отчет по пропаганде и манипуляциям за июль
Читать далее
Мониторинг
Выборы: борьба идей и конкуренция кандидатов были только в негосСМИ
Читать далее
Мониторинг
«Российские наемники» в июле захватили внимание журналистов двух стран. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Усиление госпропаганды и размножение манипуляционных нарративов. Отчет по пропаганде и манипуляциям в июне
Читать далее
Мониторинг
«Баррикадная журналистика», безусловный лидер Тихановская и отказ от поиска «руки Москвы»
Читать далее
Мониторинг
Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июле: оценки, конспирология, риторика Лукашенко
Читать далее
Мониторинг
Выборы: СМИ сфокусировались на фаворитах гонки
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ в июне не исключали поражение Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшая по стандартам в июне — «Рэгіянальная газета»
Читать далее
Мониторинг
«Самый сложный в истории независимой Беларуси год». Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.