«Удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый». Российские медиа о «вагнеровцах» в Беларуси

Поделиться:

«Удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый». Российские медиа о «вагнеровцах» в Беларуси

Последние несколько дней российские СМИ выдают вал информации, имеющей отношение к Беларуси. На фоне анонсированной встречи Лукашенко и Путина подробности о задержании в Беларуси более года назад 33 российских граждан и, как уверенно утверждают медиа, участие в спецоперации украинских и американских спецслужб, создают необходимый информационный шум и провоцируют нужные эмоциональные реакции.

Новые подробности задержания «вагнеровцев»

Российские медиа привычно манипулируют своей аудиторией, формируя и закрепляя образ врага.  

Скриншот с сайта vesti.ru

Телеканал «Россия 1» активно пытается влиять на эмоции зрителя, привычно используя оценочные суждения и манипулятивную семантику. На фоне рассказа об участии в «операции по захвату группы российских граждан украинскими спецслужбами» утверждается, что готовилась она «при поддержке ЦРУ». Далее ведущие «Россия 1» заверяют, что «даже это не помогло – план провалился» и более того, рассказали «о позоре Украины американские партнеры».

 

Экскурс в прошлое

Зрителю напоминают предысторию, когда правоохранительными органами Беларуси в июле были задержаны под Минском 33 россиянина, которые первоначально подозревались «в подготовке беспорядков накануне президентских выборов». «Россия 24» безапелляционно утверждает, что «чуть позднее выяснилось, что провокацию устроили украинские спецслужбы», которые «под видом сотрудников частной военной компании… предлагали людям выгодные контракты в других странах». Зрителя  настойчиво убеждают, что именно таким образом намеревались «выманить подозреваемых военных преступников из России»: из Минска они должны были вылететь в Стамбул. При этом, как подчеркивает медиа, Беларусь «после прояснения всех обстоятельств… передала России задержанных граждан», и 32 из 33 задержанных вернулись в Россию, еще «один участник группы остался» в Беларуси, поскольку имел беларусский паспорт. Отмечается, что власти Украины тогда назвали это решение «несправедливым».

При этом «Россия 24» со ссылкой на ФСБ  заявляет, что «информация не является эксклюзивной», поскольку «еще год назад» журналист «Комсомольской правды» Александр Коц в «своем расследовании представил документальные материалы», которые подтверждают версию участия третьей стороны.

В подтверждение этого заявления для усиления впечатления приводятся слова пресс-секретаря президента РФ  Дмитрия Пескова, который подчеркивает, что «Москва всегда знала, что в деле о задержании граждан России в Белоруссии есть следы западных спецслужб».

При этом «Интерфакс» цитирует Пескова, отмечая: «Вы, наверное, вспомните, что еще тогда мы говорили, что там есть следы зарубежных спецслужб – еще когда эти события развивались. В данном случае это лишнее косвенное подтверждение, что эти следы не так глубоко спрятаны».

«Россия 24» убеждает своих зрителей, что о причастности к задержанию россиян спецслужб Украины и США в августе 2020 года «заявлял президент России Владимир Путин», по словам которого перед россиянами стояли «совершенно легальные цели», а их использовали «втемную». Телеканал предсказуемо упоминает о том, что в декабре «бывший президент Украины Петр Порошенко объявил», что еще в 2018 году «дал добро» на проведение операции по задержанию россиян. На контрасте с утверждением Порошенко присутствует заявление президента Зеленского: «Это точно не была наша операция. Это была идея, скажем так, других стран. Точно не Украины. И то, что Украину максимально затягивали в этот вопрос, – это правда».

«Россия 24» грубо подталкивает получателя информации к необходимым выводам, заверяя, что «разоблачительный сюжет», появившийся после встречи Зеленского и Байдена «все равно, что удар в спину от американских партнеров».

 

Реакция Украины

Отдельное внимание реакции Украины на материал CNN уделил «Дождь». Информируется, что советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил:

  • в материале CNN не указаны ни имена, ни должности представителей спецслужб, которые якобы предоставили информацию телеканалу;
  • подозрительно быструю реакцию ФСБ на публикацию.

«Дождь» замечает, что, по словам Подоляка, «история со ссылкой на CNN» не случайно разгоняется накануне «запланированной встречи Лукашенко с президентом России». По его мнению, «украинские деятели из числа журналистов, политиков или бывших спецслужбистов» подставили CNN, предоставив каналу «перевод на английский старой российской

“дезы”», которая была опубликована впервые 6 августа 2020 года.

 

О причинах и последствиях

«Коммерсантъ» делает предсказуемое предположение, привычно ссылаясь на ФСБ, что операция по захвату россиян в Минске «планировалась США для разрыва российско-беларусских отношений». И, как добавляет представитель ФСБ, если бы она удалась, «то удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый, и времени, чтобы внести ясность и поправить отношения, было бы затрачено очень много».

Подчеркивается и обвинение со стороны ФСБ в адрес Украины, которая «по сути, осуществляет силами своих спецслужб акты государственного терроризма». Далее получателем информации пытаются манипулировать, упоминая, что  «это обвинение на уровне международного уголовного суда, от этого уже не отвертеться».

Скриншот с сайта smotrim.ru

Телеканал «Россия 1» активно пытается влиять на эмоции зрителя, привычно используя оценочные суждения и манипулятивную семантику. На фоне рассказа об участии в «операции по захвату группы российских граждан украинскими спецслужбами» утверждается, что готовилась она «при поддержке ЦРУ». Далее ведущие «Россия 1» заверяют, что «даже это не помогло – план провалился» и более того, рассказали «о позоре Украины американские партнеры».

 

Экскурс в прошлое

Зрителю напоминают предысторию, когда правоохранительными органами Беларуси в июле были задержаны под Минском 33 россиянина, которые первоначально подозревались «в подготовке беспорядков накануне президентских выборов». «Россия 24» безапелляционно утверждает, что «чуть позднее выяснилось, что провокацию устроили украинские спецслужбы», которые «под видом сотрудников частной военной компании… предлагали людям выгодные контракты в других странах». Зрителя  настойчиво убеждают, что именно таким образом намеревались «выманить подозреваемых военных преступников из России»: из Минска они должны были вылететь в Стамбул. При этом, как подчеркивает медиа, Беларусь «после прояснения всех обстоятельств… передала России задержанных граждан», и 32 из 33 задержанных вернулись в Россию, еще «один участник группы остался» в Беларуси, поскольку имел беларусский паспорт. Отмечается, что власти Украины тогда назвали это решение «несправедливым».

При этом «Россия 24» со ссылкой на ФСБ  заявляет, что «информация не является эксклюзивной», поскольку «еще год назад» журналист «Комсомольской правды» Александр Коц в «своем расследовании представил документальные материалы», которые подтверждают версию участия третьей стороны.

В подтверждение этого заявления для усиления впечатления приводятся слова пресс-секретаря президента РФ  Дмитрия Пескова, который подчеркивает, что «Москва всегда знала, что в деле о задержании граждан России в Белоруссии есть следы западных спецслужб».

При этом «Интерфакс» цитирует Пескова, отмечая: «Вы, наверное, вспомните, что еще тогда мы говорили, что там есть следы зарубежных спецслужб – еще когда эти события развивались. В данном случае это лишнее косвенное подтверждение, что эти следы не так глубоко спрятаны».

«Россия 24» убеждает своих зрителей, что о причастности к задержанию россиян спецслужб Украины и США в августе 2020 года «заявлял президент России Владимир Путин», по словам которого перед россиянами стояли «совершенно легальные цели», а их использовали «втемную». Телеканал предсказуемо упоминает о том, что в декабре «бывший президент Украины Петр Порошенко объявил», что еще в 2018 году «дал добро» на проведение операции по задержанию россиян. На контрасте с утверждением Порошенко присутствует заявление президента Зеленского: «Это точно не была наша операция. Это была идея, скажем так, других стран. Точно не Украины. И то, что Украину максимально затягивали в этот вопрос, – это правда».

«Россия 24» грубо подталкивает получателя информации к необходимым выводам, заверяя, что «разоблачительный сюжет», появившийся после встречи Зеленского и Байдена «все равно, что удар в спину от американских партнеров».

 

Реакция Украины

Отдельное внимание реакции Украины на материал CNN уделил «Дождь». Информируется, что советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил:

  • в материале CNN не указаны ни имена, ни должности представителей спецслужб, которые якобы предоставили информацию телеканалу;
  • подозрительно быструю реакцию ФСБ на публикацию.

«Дождь» замечает, что, по словам Подоляка, «история со ссылкой на CNN» не случайно разгоняется накануне «запланированной встречи Лукашенко с президентом России». По его мнению, «украинские деятели из числа журналистов, политиков или бывших спецслужбистов» подставили CNN, предоставив каналу «перевод на английский старой российской

“дезы”», которая была опубликована впервые 6 августа 2020 года.

 

О причинах и последствиях

«Коммерсантъ» делает предсказуемое предположение, привычно ссылаясь на ФСБ, что операция по захвату россиян в Минске «планировалась США для разрыва российско-беларусских отношений». И, как добавляет представитель ФСБ, если бы она удалась, «то удар по нашим отношениям с Минском был бы нанесен очень тяжелый, и времени, чтобы внести ясность и поправить отношения, было бы затрачено очень много».

Подчеркивается и обвинение со стороны ФСБ в адрес Украины, которая «по сути, осуществляет силами своих спецслужб акты государственного терроризма». Далее получателем информации пытаются манипулировать, упоминая, что  «это обвинение на уровне международного уголовного суда, от этого уже не отвертеться».

Алиса Николаева

Материалы по теме

Читать далее
Чтиво
Минздрав наконец объявил четвертую волну Covid-19. Хотя официальные цифры не меняются почти месяц
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Сравнили с Угандой. Как грузинские СМИ отреагировали на новость о приезде Ермошиной на местные выборы
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Сама кампания для нас во многом из разряда “мы это проходили”». Знакомые манипуляции беларусских госСМИ – в новостях о выборах в Госдуму
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Учения «Запад-2021» и соглашение об интеграции России и Белоруссии переполошили Европу». Российские СМИ о военных учениях
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«СБ, БТ, БелТА, ОНТ, СТВ – это вершина пирамиды журналистского мастерства». Откровения руководителя главного печатного органа госпропаганды
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Москва «не собирается нести ответственность за миграционные кризисы, спровоцированные Западом». Беларусь и коллективный Запад в зеркале российских СМИ
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Кремль против Беларуси и Украины. Стрим Media IQ и "Детектор медиа" о российской пропаганде
Чтиво
Читать далее
Чтиво
 Как промывают мозги молодёжи? Интервью со Светланой Мацкевич
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Воображаемые победы интеграции затмили сентябрьскую повестку дня
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Телеграм дал беларусам возможность выговориться». Интервью с Галиной Малишевской
Чтиво
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.