«Шабаш и Вальпургиева ночь на улицах Минска»: как национальные СМИ нарушали стандарты в октябре

Поделиться:

«Шабаш и Вальпургиева ночь на улицах Минска»: как национальные СМИ нарушали стандарты в октябре

Государственные СМИ оскорбляют и высмеивают протестующих, демонизируют протесты, сгущают краски, разделяют общество на «своих» и «чужих», создают радикальный и криминальный имидж массовым акциям протеста. О пропагандистской стратегии госмедиа в материалах о протестах — в отчёте MediaIQ.

О чём писали медиа в октябре

66% новостей исследованных негосударственных СМИ посвящены протестному движению и его последствиям: задержаниям, жестокости силовиков, насилию над протестующими. 43% новостей государственных СМИ посвящены массовым акциям против фальсификации выборов. Государственные медиа также уделяют внимание достижениям беларусской экономики, деятельности Лукашенко, диалоговым площадкам по обсуждению будущего Беларуси.

 

Обзор результатов

В октябре лидером в рейтинге мониторинга на предмет соблюдения стандартов новостной журналистики стал портал TUT.BY (4,98). В топ вошли Naviny.by и Euroradio (4,96), «Наша Ніва» (4,93) и «Спутник Беларусь» (4,88).

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (2,58). Чуть лучше ситуация у «Беларусь 1» (2,74) и СТВ (3,69).

Лидерами по пропаганде в октябре стали ОНТ (в 79% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (78%) и СТВ (70%).

Государственные СМИ чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов (в 71% от всех исследуемых новостей), полноты информации (56%) и достоверности (29%).

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о протестном движении в Беларуси

Государственные СМИ в 100% исследуемых новостей о митингах против фальсификации выборов в Беларуси нарушили хотя бы один стандарт журналистики, в новостях на другие темы — в 94%. Негосударственные СМИ — в 4 % в обоих случаях.

Государственные СМИ в новостях о протестах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 80% сюжетов, полноты — в 70% и баланс мнений — в 40%. 78% новостей о протестном движении у госмедиа были в негативной тональности.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов

Печеньки, чай и кофе как предвестники кровавого госпереворота

Нарушения стандарта отделения мнений от фактов и пропаганда зафиксированы в 82% новостей о протестах у государственных СМИ. Госмедиа в октябре, как и в предыдущих месяцах, демонизируют протесты и их участников, убеждают зрителей в том, что митинги несут серьёзную опасность для остального общества. Основной посыл государственных СМИ в материалах о митингах в том, что протесты теряют массовость, поэтому якобы становятся более радикальными, чтобы оставаться в новостной повестке, создавать картинку для зарубежных кураторов и рассчитываться с заказчиками. Пропаганда государственных СМИ отказывает оппонентам власти в субъектности и третий месяц продвигает манипулятивный нарратив — протестующие участвуют в митингах не по своей воле, а потому что так приказывают из Варшавы или Вильнюса. Также, по версии госСМИ, митингующие получают деньги за участие в протестах. Медиа освещают акции только с позиции нарушения законодательства, уличных беспорядков, противостояния милиции. Государственные СМИ нарушают стандарт отделения мнений от фактов, сгущают краски и манипулируют представлением зрителей о реальном положении дел.

Телеканалы систематически создают отрицательный криминальный имидж массовых мероприятий против фальсификации выборов и их участников. Для этого СМИ создали пропагандистскую стратегию: оскорбляют и высмеивают протестующих. «Беларусь 1» называет участников митингов против фальсификации выборов «интеллектуально неразвитыми», «пушечным мясом недомайдана», «белорусской опп-шизой», «малышами-змагарышами». Портал «СБ. Беларусь сегодня» считает протестующих «швалью» и «бешеными собаками».

Телеканалы при помощи метафор рассказывают об угрозе, которую несут протесты. Например, ОНТ утверждает, что «воинственно настроенная толпа готова крушить всё на своём пути», «то, что осталось от маршей и митингов, кишит желающими превратить центр Минска в Колизей». В другом сюжете телеканал заявляет, что протестующие хотят устроить на улицах города «шабаш и Вальпургиеву ночь».

«Беларусь 1» подчёркивает радикальный характер протестов, проводит аналогию с Майданом как и в прошлых месяцах. Между «кровавым гос переворотом» в Киеве и «токсичными радикально настроенными элементами» в Минске телеканал заметил связь. И те, и другие, чтобы «хоть как-то придать хоть какой-то массовости на альтернативных прогулках, заманивают печеньками, чаем, кофе». Из чего СМИ делает вывод: «страны разные, методичка одна и та же». Это сравнение по формальному признаку, подтасовка фактов и манипуляция.

«Людей отправляют на бойню с ОМОНом ради эффектной картинки»

Еще один способ дискредитации протестов – создание мифа о публике, которая его поддерживает. Основное количество протестующих, уверяют госмедиа, «организованные преступные группы или банды, которые хотят назад в 90-ые», люди, которые ранее неоднократно нарушали закон, а также подростки и молодежь. Таким образом телеканалы оправдывают действия ОМОН, о жестокости которого умалчивают. ОНТ заявляет: «У кураторов несостоявшейся революции закончился контент, спекулировать больше не на чем – людей отправляют на бойню с ОМОНом ради эффектной картинки». «Беларусь 1» уверяет, что «в любой цивилизованной стране с такими преступлениями церемониться не станут». Телеканал нарушает стандарт отделения мнений от фактов, кураторов революции традиционно не называет.

Вторую половину участников марша – молодежь – телеканалы дискредитируют из-за отсутствия опыта и подверженности внешнему влиянию. СТВ утверждает, что среди радикалов – зачастую несовершеннолетние. ОНТ считает, что «Молодому поколению не с чем сравнивать, они не могут отмотать в памяти 20-30 лет. Поэтому и поддаются нередко на криминальные призывы, начитавшись анонимных чатов».

В прошлых месяцах государственные СМИ в своих материалах запугивали зрителей и утверждали, что угроза миру и суверенитету Беларуси исходит от внешних сил: ЕС, США и НАТО, потому что военные этих стран скопились у наших границ. В октябре госмедиа заявляли, что миру в Беларуси угрожают акции протеста. СМИ манипулируют зрителями, используя понятия мира, семьи, детей. Такой способ манипуляции встречался и ранее. «Ведь от уличных бродилок до хаоса и крови порой один шаг! Люди просто устали от этой уличной демократии. Оказалось, это коллапс на дорогах и тревога за детей, невозможность спокойно жить и передвигаться», утверждает «Беларусь 1». ОНТ в нескольких сюжетах вспоминает о вооружённых конфликтах в мире и от имени всех беларусов заявляет, что они хотят «жить без страха за себя и родных, строить планы и быть уверенным в завтрашнем дне». Телеканал ставит в один ряд не связанные между собой неназванные военные конфликты и протесты в Беларуси. На таком фоне заявление, что люди хотят мира – ошибка логики и манипуляция.

«Радикальным змагарам» диалог не нужен, он объединяет «неравнодушных беларусов»

ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «СБ. Беларусь сегодня» говорят только о радикальных настроениях протестующих и их криминальном прошлом. На основе такого утверждения госСМИ создают манипулятивную схему: радикалам не нужен диалог, в нём заинтересованы те, кто за мир и спокойствие. Обобщить этот посыл можно цитатой из сюжета СТВ: «Теперь это даже не протесты, теперь это преступные акции. Это даже не обиженное меньшинство, теперь среди них большинство радикалов с криминальным опытом. Но прикрыться «идейностью» не получается, выдает богатое уголовное прошлое. И эти люди требовали от нас изменения в Конституции». Из-за повторяющейся информации о радикализации протестов и преступления, СМИ уводят тему массовых митингов из политической плоскости в криминальную. ОНТ так и заявляет, что «протесты с политикой уже никак не связаны».

«Беларусь 1» разделяет беларусское общество, противопоставляет сторонников протеста и его противников, запугивает последних. «Ему (змагару) плевать на других людей. От слова „совсем“. Инакомыслящие для них — недочеловеки. Змагара интересуют только собственные интересы. Поэтому демократия, права и свободы только для своих». В прошлых месяцах государственные телеканалы разделяли общество по принципу участия в митингах. СМИ оскорбляли людей, которые протестовали против фальсификации выборов, и положительно характеризовали поддерживающих Лукашенко. В октябре заработали диалоговые площадки, участники которых обсуждают будущее Беларуси. Государственные медиа говорят в позитивной тональности. Так, «Беларусь 1» утверждает, что площадки объединяют белорусов, «неравнодушных к судьбе своей страны». А задача — услышать мнение каждого, разные мнения. Телеканал создаёт ложную дилемму, разделяет общество на «своих» и «чужих». Это манипулятивный приём.

 

Нарушения стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации

Протесты направлены против «мирных беларусов»

Нарушения стандартов отделения мнений от фактов, полноты информации и пропаганда зафиксированы в 61% новостей о протестаху госедарственных СМИ. Госмедиа продолжают умалчивать о причинах массовых митингов в Беларуси и об их требованиях. Демонизируя протесты, телеканалы утверждают, что их участники представляют опасность для «мирных жителей», случайных людей и всех, кто не разделяет взглядов митингующих. «Беларусь 1» запугивает: «уличный активизм превратился в борьбу с собственным народом».

ОНТ считает, что 25 октября во время воскресного марша «подогретые люди начинают хозяйничать в дворах домов, причиняя уже не только беспокойство людям. Опасность! У кого есть гарантия, что вас не тронут, если вы будете в это время возвращаться домой? Или выйдете выгулять собаку? И всё ещё больше нагнетается». Телеканалы создают чёрно-белую картину происходящего и утверждают, что именно против обыкновенных беларусов направлен протест. «Суть простая — изматывать белорусов, которые вечером возвращаются домой, перекрытием дорог, поджиганием покрышек и другими диверсиями»,считает «Беларусь 1». По мнению ОНТ, цель протеста — «разрушать то, что создавалось десятилетиями мирным трудом белорусов».

Еще одна тема, в которой госсми нарушают стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов и смещают акценты — забастовки. Как и в прошлых месяцах государственные телеканалы не озвучивают причины забастовок и требования рабочих. Забастовки переводят из политической плоскости в экономическую. ОНТ утверждает, что через забастовки европейские государства стремятся ослабить экономику Беларуси. «Недавний пример Украины — повод задуматься, кому выгодны такие призывы. В экспортном портфеле Беларуси сегодня 120 стран. Есть желающие засунуть в него свои руки. И сделать это за счет рабочих. Не ради них, а именно за их счет. И не так важно, что для этого придется сделать: поставить ультиматум или точку на благополучии тысяч белорусских семей». Ничего подробнее про недавний пример Украины телеканал не рассказывает, поэтому непонятно, о чём именно стоит задуматься. Желающих «засунуть руки» в экспортный портфель Беларуси журналист не называет. Это конспирология, манипулятивное утверждение, не подтверждённое фактами.

Взять власть на улице

В схожих сюжетах о марше в поддержку Народного ультиматума, который выдвинула Светлана Тихановская за 13 дней до этого, СТВ и ОНТ замалчивают неудобные факты. «Две недели назад наши беглые, которые нашли пристанище в Литве и Польше, предложили передать власть в Беларуси. В итоге со всей страны в столицу приехали около 10–12 тысяч тех, кто собрался забрать власть, но не ответственность. Получилось не очень... Не очень, видимо, и хотелось её — власть — забирать». Телеканал нарушает стандарт полноты информации, не озвучивает важную информацию (требования протестующих), а вместо нее продвигает своё мнение как факт. Митингующие требовали отставки Лукашенко и новые честные выборы. Говоря о «наших беглых, которые предложили передать власть в Беларуси», телеканалы имеют в виду Светлану Тихановскую и её ультиматум. В ультиматуме также нет ничего про передачу власти. Про это СТВ и ОНТ умалчивают. Далее телеканалы сообщают, что участники протеста пошли в спальные районы, нарушая покой мирных людей. Телеканалы не рассказывают про жестокий разгон со стороны силовиков, от которого люди убегали во дворы, что жители района прятали в своих квартирах участников марша. Это умолчание неудобных деталей и пропаганда с целью очернить действия участников протестов.

Нарушение стандартов отделения мнений от фактов и достоверности

«Зафиксированы многочисленные факты столкновений с милицией», но их не видно в сюжете

Нарушения стандартов отделения мнений от фактов, достоверности и пропаганда зафиксированы в 34% материалов государственных СМИ о массовых протестах. ОНТ, «Беларусь 1» и СТВ используют скриншоты переписки людей в чатах в качестве подтверждения того, что планировалось правонарушение. Зрителю приходится на слово верить в подлинность таких скриншотов и в то, что эти люди действительно собирались нарушить закон.

О марше 11 октября ОНТ сообщает, что среди участников в основном молодежь, но в кадре преимущественно – взрослые мужчины и женщины. Очевидно явное несоответствие визуального ряда и текста.

В другом сюжете ОНТ рассказывает о том, что действия протестующих приводят к «войне с собственным народом», иллюстрируя фрагментом видео, на котором мужчина бьёт парня с бело-красно-белым флагом. Журналист не комментирует видео и создаётся впечатление, что источник агрессии – человек с национальным флагом. Позже на TUT.BY появится информация, что водитель бил парня с флагом за то, что тот перекрыл дорогу.

Сколько врачей было на акции?

28 октября на телеканалах СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» вышли однотипные материалы про акцию протестов медицинских работников возле 6-ой больницы города Минска. «Беларусь 1» утверждает, что «позже стало известно, что среди недовольных оказались только 3 сотрудника клиники». ОНТ уверяет, что «большинство участников перформанса – приглашённые», объясняя это тем, что при съёмке участники акции отворачивали лица или светили в камеру фонариком. Хотя очевидно, что люди так делают, чтобы их не опознали и не подвергли репрессиям. «Доподлинно установлено, что среди людей в белых халатах не оказалось ни одного врача», – информирует СТВ. Три телеканала предоставляют  противоречивые факты об одном событии, не ссылаются на источники. Это нарушение стандарта достоверности.

 

Нарушение стандартов отделения мнения от фактов и полноты информации в материалах о коронавирусе

Европа поддерживает методы Лукашенко в борьбе с COVID-19

91 материал посвятили теме коронавируса государственные СМИ. В 96% исследуемых текстах они нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики. Нарушение стандартов отделения мнений от фактов, полноты информации и пропаганда зафиксирована в 52% новостей государственных СМИ о коронавирусе.

Основной посыл телеканалов «Беларусь 1», СТВ и ОНТ: беларусская стратегия борьбы с коронавирусом доказала свою эффективность во время первой волны заболевания, поэтому страна будет использовать её и далее. Во время первой волны коронавируса государственные СМИ также нарушали стандарты: положительно оценивали методы борьбы с коронавирусом, говорили об их эффективности, заявляли о хорошей оснащённости врачей, но не подтверждали это фактами и цифрами. Критику беларусской модели противостояния COVID-19 госмедиа не приводили.

«Здесь стоит вспомнить, как на первых этапах борьбы с пандемией больше всего критиковали Беларусь и Швецию за отказ от жестких карантинных мер. Сейчас шведский опыт Всемирная организация здравоохранения назвала эталонным», –  заявляет ОНТ. Телеканал умалчивает, что шведская модель борьбы с коронавирусом после окончания первой волны заболевания получила противоречивые оценки. Спецпосланник ВОЗ доктор Дэвид Набарро не называл шведскую модель эталоном. Набарро заявил, что ключом к победе над инфекцией служит доверие между властями и населением.  И поставил в пример опыт Швеции, где «правительство оказалось способно довериться обществу, а общество смогло доверять правительству». ОНТ умалчивает об этом акценте ВОЗ в оценке опыта Швеции. Это нарушение стандарта полноты информации. ГосТВ и ранее заявляло о том, что Швеция и Беларусь используют одинаковые модели в борьбе с коронавирусом. Но это не так.

«А нашу страну пригласили в состав Исполнительного комитета ВОЗ. Значит, и наша стратегия была верной», продолжает оценивать ситуацию ОНТ. Но в официальном заявлении ВОЗ нет информации о том, что Беларусь была включена в состав Исполнительного комитета потому что продемонстрировала верный способ борьбы с коронавирусом. Это мнение ОНТ и нарушение стандарта информационной журналистики. «Протесты сейчас в тренде. Засиделись люди, наверное, на карантине. Вся Европа требует снятия нецелесообразных мер безопасности. В общем, считай, поддерживает методы белорусского лидера», –   подтасовывает факты и нарушает стандарт отделения мнений от фактов телеканал СТВ. Это манипулятивное высказывание. То, что в странах Европы люди выступают против жестоких карантинных мер, не означает, что они знают о методах Лукашенко и поддерживают их.

 

Вывод

В октябре государственные медиа чаще нарушали стандарты новостной журналистики и использовали пропаганду в материалах о массовых акциях протеста. В 100% новостей на эту тему был нарушен хотя бы один стандарт.

Телеканалы СТВ, ОНТ, «Беларусь 1» и портал «СБ. Беларусь сегодня» нарушают стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов и переводят акции протеста из политической плоскости в криминальную. Они унижают участников протеста, утверждают, что те хотят уничтожить Минск, угрожают всем «мирным людям» и направлены именно на тех, кто не согласен с их позицией. ГосСМИ создали миф об участниках протестов: это люди, которые ранее нарушали закон, маргиналы, радикалы, подростки и молодёжь. На основании этого утверждения создают следующий манипулятивный нарратив: таким людям диалог не нужен, а в диалоге на специальных площадках заинтересованы неравнодушные беларусы, которые выступают за поддержку мира и спокойствия, то есть за сохранение Лукашенко при власти.

ГосСМИ продолжают умалчивать о причинах массовых акций протеста и забастовок; требованиях их участников; жёсткости силовиков при разгоне маршей, количестве задержанных. Медиа, как и в прошлые месяцы, продвигают конспирологическую версию, что страны ЕС управляют протестующими для того, чтобы ослабить экономику, создать угрозу миру и суверенитету Беларуси.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в марте — Hrodna.life
Читать далее
Мониторинг
«Оскал Запада и откровенного вмешательства во внутренние дела»: как беларусские СМИ нарушали стандарты в марте
Читать далее
Мониторинг
Semi-annual report: July – December 2020
Читать далее
Мониторинг
Февраль — демонстрация успеха государства по всем фронтам. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Russia 1 journalist was a locomotive for promoting Lukashenka in Russian and Belarusian information space. Kremlin narratives in Belarusian media – January 2021
Читать далее
Мониторинг
«Крысы», «псы» и «существа» — всплеск дегуманизации в январе. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Наиля Аскер-заде как локомотив для Александра Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в январе 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Не допустили трагедии в национальном масштабе»: как национальные СМИ нарушали стандарты в феврале
Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда продолжила ужесточаться. Отчёт по манипуляциям за декабрь
Читать далее
Мониторинг
Russian media comply with the principle of balanced coverage, whilst Belarusian media remain loyal to Officialdom. Kremlin narratives in Belarusian media – December 2020
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.