«Самый сложный в истории независимой Беларуси год». Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне

Поделиться:

«Самый сложный в истории независимой Беларуси год». Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне

Государственные медиа в июне в новостях о выборах продвигали установку Лукашенко: в кампанию вмешались внешние силы, претенденты в президенты создают угрозу суверенитету, а вокруг справедливой и безопасной Беларуси нестабильный мир.

Что мониторили

В ежемесячном отчёте «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. Рейтинг нарушений показывает, кто меньше/больше нарушал стандарты в течение месяца. Рейтинг манипуляций и пропаганды — кто и как часто использовал приёмы манипуляций и пропаганды в исследованных новостях.

Новости мониторятся каждый будний день (с методикой отбора новостей можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят в выходные, поэтому субботние и воскресные ТВ-выпуски тоже включаются в мониторинг.

 

О чём писали медиа в июне

Ведущей темой остаётся коронавирус, хотя интерес СМИ к ней продолжает падать. В июне только 26% новостей было посвящено COVID-19. Это на 28% меньше, чем в мае.

Тема выборов президента Республики Беларусь — на втором плане. Ей посвящено 23% новостей. Из них 65 сюжетов вышло в государственных СМИ, и 200 — у негосударственных.

 

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в июне  у  TUT.BY — 4,96. В топ-5 вошли Euroradio (4,95),  Naviny.by (4,94), «Наша Ніва» (4,85).

Наименьший балл — у телеканала  ОНТ (3,65). За ним следуют СТВ (3,69) и «Беларусь 1» (3,72).

Лидерами по пропаганде в июне стали «Беларусь 1» (в 45% от общего числа исследованных сообщений), СТВ и ОНТ (42%).

Свободными от пропаганды и манипуляции в июне остались Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва» и «Спутник Беларусь».

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов. ОНТ нарушил этот стандарт в 66% исследуемых сюжетов,  «Беларусь 1» — в 65%, СТВ — в 57%.

 

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о выборах

Государственные СМИ в 99% исследуемых новостях о выборах нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики, в новостях на другие темы — в 87%. Негосударственные СМИ — в 14% и в 9% соответственно.

Государственные СМИ в новостях о выборах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 82% сюжетов, полноты — в 46% и достоверности — в 30%.

7% новостей о выборах у госмедиа были в позитивной тональности, 90% — в нейтральной.

В других темах позитивная тональность встречалась в 10% новостей, нейтральная — в 88%.

Пропаганда была зафиксирована в 75% новостных сюжетах государственных СМИ. В материалах о выборах государственные СМИ продвигали позицию Лукашенко, пересказывали его цитаты от своего имени.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов: самый сложный в истории независимой Беларуси год

Государственные СМИ негативно характеризуют участие альтернативных Лукашенко претендентов в президенты в избирательной кампании. Телеканал «Беларусь 1» утверждает, что уже есть провокации, чёрный пиар, популизм и агрессия, а возможные кандидаты играют жизнями 10 миллионов беларусов. «Сон разума порождает чудовищ», — подводит телеканал итог сюжета с дискредитирующими потенциальных кандидатов оценками.

Государственные телеканалы на фоне такого описания предвыборной кампании нарушают стандарт отделения мнений от фактов и используют способ манипуляции контраст — деятельность Лукашенко противопоставляют альтернативным кандидатам. «Беларусь 1» в двух разных новостных сюжетах говорит о том, что политика действующего лидера открытая, с  «поднятым забралом», а такой же открытости от альтернативных претендентов нет. Диалоги Лукашенко во время его рабочих поездок и встреч государственные телеканалы и газета «СБ. Беларусь сегодня» оценивали как супероткровенные, искренние, предельно откровенные и честные.

Государственные телеканалы «Беларусь 1», СТВ и ОНТ подчеркивают, что главная политическая кампания проходит в самый сложный в истории независимой Беларуси год. ОНТ продолжал риторику Лукашенко о четырех «пандемиях» в стране — в системе здравоохранения, в экономике, политике и в информационном пространстве. СМИ противопоставляет спокойную ситуацию в Беларуси всему миру. Нарушает стандарт отделения мнений от фактов и создаёт контраст. «Этот разрушительный вал даже для богатейших государств оказался непосильным испытанием и вызвал серьезные социальные потрясения. Небольшая Беларусь, не имея ни запасов нефти и газа, ни долларового печатного станка, в этот непростой период проявила себя достойно, не стала закрывать производства и сворачивать социальную политику».

По версии «Беларусь 1» сложный год не только в Беларуси, но и за ее пределами. В новостном сюжете о встрече Лукашенко с активом Минской области в Солигорске телеканал акцентирует внимание зрителей на нестабильной, опасной ситуации мира на грани войны. Журналист основывается на своём мнении и описывает ситуацию. «Стабильное развитие, предсказуемость, безопасность — словом, все то, что работает на большинство и нужно большинству людей на планете, снова в дефиците». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов. Телеканал утверждает, что Африка, Ближний Восток, Центральная Европа, Соединенные Штаты Америки Россия, Евросоюз и Большая Азия торговыми и энергетическими войнами неуклонно подгоняют мир к очередному конфликту.

 

Нарушение стандарта полноты информации: ситуацию в стране раскачивают

«Беларусь 1» считает, что страну приходится отстаивать и сегодня, существует угроза независимости — накаты идут по разным фронтам. По мнению государственных телеканалов, источник угрозы — внешние силы, которые вмешались в беларусскую электоральную кампанию. Но ни один телеканал не называет, кто именно и каким образом влияет на ход выборов. СТВ говорит о заказчиках уличных беспорядков.  «Беларусь 1»  — о неназванных спонсорах альтернативных кандидатов, для которых разрушение суверенитета — бизнес. Это конспирология, отсылка к закулисным силам «теории заговора», и нарушение стандарта полноты информации.

В мае только «Беларусь 1» продвигало мнение, что волнения внутри страны вызваны внешними силами, поддержкой с Запада или Востока, но не внутренними причинами. В июне другие государственные телеканалы также озвучивают этот манипулятивный нарратив.

В другом сюжете СТВ также звучит конспирология: «Ситуацию в стране раскачивают». Телеканал не уточняет, кто именно это делает и как. СМИ утверждает, что в эпоху гибридных войн, от угроз суверенитету не всегда несет порохом. «Не гнушаются ни вирусами, ни пандемиями информационного страха. Именно информационные войны стали козырем в геополитических играх. Среди страшилок — коронавирус. Если мы испугались бы, то экономики, а в итоге и страны не стало". Медиа на фоне конструирования неназванных угроз, которые реализуют скрытые акторы, оправдывает выбранную беларусскими властями реакцию на пандемию.

ГосСМИ используют суждения о том, что ситуацию в стране раскачивают: отвлекают внимание зрителей от коронавируса и нивелируют значение текущей предвыборной кампании. А также объединяют COVID-19 и политику в одну проблему. Например: «Можно пытаться раскачать столицу на вирус, экономический кризис, майдан или интернет-холивар — информационную войну». Это нарушение стандарта полноты информации.

На фоне созданной государственными телеканалами угрозы суверенитету Беларуси из-за вмешательства внешних сил в предвыборную кампанию госмедиа запугивают развитием «украинского сценария». «И если кому-то кажется, что законы можно немного отодвинуть в сторону ради президентской гонки — вспомните, чем то же самое закончилось в Украине», — утверждает ОНТ.

По мнению «Беларусь 1» безымянные кандидаты в президенты пытаются лишить беларусов самого главного — мира и спокойствия. Это нарушение стандарта полноты информации. В сюжете из-за близости дня Независимости телеканал связывает предвыборную кампанию и Вторую мировую войну. Спекулирует на военной теме и запугивает зрителей. «Комфорт и безопасность, будем говорить откровенно, для некоторых уже воспринимаются как данность — словно так было всегда. Будто забыли, какой ценой нам 75 лет назад досталась в наследство эта, теперь уже многие десятилетия исключительно мирная земля».

 

Дело «Белгазпромбанка»: нарушение стандартов информационной журналистики

Среди новостей о выборах у государственных СМИ самые низкие баллы (от 0 до 2) получили сюжеты о ходе расследования дела «Белгазпромбанка» и дальнейшем задержании Виктора Бабарико. У государственных медиа зафиксирован нарушения всех 5 стандартов информационной журналистики в материалах на эту тему. В каждой новости также обозначена пропаганда и манипуляции.

11 июня в головном офисе «Белгазпромбанка», которым 20 лет руководил претендент в президенты Виктор Бабарико, Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля провел обыск. 12 июня глава КГК Иван Тертель сообщил о задержании 15 человек.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов: СМИ подают версию обвинения как факт

«Беларусь 1» оценивает материалы следствия как неопровержимые и слишком убедительные доказательства. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов. СМИ называет дело «Белгазпромбанка» самым масштабным за всю новейшую историю Беларуси. «Беларусь 1» предсказывает масштабы дальнейшего развития дела и даёт свою оценку. По версии телеканала «можно себе представить, сколько еще может быть того, до чего не докопались, — например, на счетах в иностранных банках».

Противоправный характер действий правления «Белгазпромбанка» судом не доказан. Но телеканал «Беларусь 1» и газета «СБ. Беларусь сегодня» нарушают стандарт отделения мнений от фактов и подают версию следствия как факт. Телеканал выступает вместо суда и от своего имени утверждает, что «финансовый клубок использовали для личного обогащения, воровства и вывода денег в офшоры». Координатора инициативной группы Виктора Бабарико Светлану Купрееву и самого Бабарико СМИ называет крупными собственниками оффшорных финансовых компаний.

Газета «СБ. Беларусь сегодня» также еще до решения суда действия «Белгазпромбанка» называет преступлением. И самостоятельно оценивает от него ущерб: «препятствует не только оздоровлению национальной экономики, но и обостряют социально-экономическую и политическую ситуацию в стране». Далее журналист продолжает цепочку правонарушений, которые, по его мнению, следуют после отмывания денег: «наркотики, оружие, торговля людьми, а также модное в последние десятилетия финансирование так называемых цветных революций». Газета использует обобщение (инструмент пропаганды): переносит некие неназванные истории преступлений на «Белгазпромбанк». «Кстати, насчет революций. Наивно полагать, что подобные „меценаты“ до глубины души переживают за интересы народа. За свержением власти якобы в угоду протестующих всегда стоят интересы скрытого меньшинства». Виктор Бабарико действительно меценат и финансировал культурные и благотворительные проекты как глава банка и как частное лицо. Но газета «СБ. Беларусь сегодня» использует слово меценат в переносном значении как ярлык для высмеивания оппонента. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов, манипуляция и подмена понятий. Также газета связывает участие альтернативных кандидатов со свержением власти, а не её законной сменой.

 

Нарушение стандартов точности и достоверности: миллионы за незаконно вывезенные картины

К материалам следствия по делу «Белгазпромбанка» были приобщены картины из корпоративной коллекции. По версии телеканала «Беларусь 1» их стоимость оценивается в 20 миллионов долларов. Без ссылки на источник, телеканал утверждает, что есть информация, что картины готовили к срочному вывозу из страны. Это нарушения стандарта достоверности. Через несколько дней в другом сюжете телеканал снова без ссылки на источник упоминает о том, что картины пытались вывезти.

Далее «Беларусь 1»  предполагает: «Впрочем, истинная стоимость данных активов может быть намного выше: можно только представить, за сколько они могли быть проданы на аукционах». Согласно закону Республики Беларусь, чтобы вывезти культурные ценности из страны, необходимо получить разрешение министерства культуры. Кроме того, более 30 картин из коллекции являются историко-культурными ценностями и кроме разрешения, требуется оформление дополнительных документов. Вывезенные незаконным образом картины считаются пропавшими или украденными и не могут быть выставлены на продажу на аукционе. Многие картины «Белгазпромбанк» купил именно на аукционах и цена полотен при законной продаже известна. Поэтому предложение СМИ представить, сколько бы картины могли стоить — нарушение стандарта точности. Журналист нарушает стандарт точности и сообщает догадки вместо фактов. Это манипуляция.

 

Нарушения стандарта баланс мнений: немые обвиняемые

Государственные СМИ в новостях о деле «Белгазпромбанка» делают акцент на личности Виктора Бабарико. СТВ называет его одним из главных фигурантов дела. Но ни в одной новости о ходе следствия госмедиа не предоставляют слово Бабарико и не объясняют причины этого. Не звучит и версия конфликта со стороны других представителей «Белгазпромбанка», мы узнает её только со слов оппонентов. Это нарушение баланса мнений.

Телеканалы СТВ и «Беларусь 1» в новостных сюжетах создают имитацию баланса мнений: цитируют вырванные из контекста высказывания Бабарико, которые он озвучивал еще на свободе.

В сюжетах «Беларусь 1» комментарий даёт бизнесмен и публицист Юрий Терех. Телеканал не объясняет, какое он имеет отношения к делу «Белгазпромбанка» и почему рассуждает о нём в новостном сюжете. Это появление псевдоэксперта.

 

Нарушение стандарта полноты информации: неназванные кандидаты в президенты

Государственные телеканалы и газета «СБ. Беларусь сегодня» в новостях о ходе расследования дела «Белгазпромбанка» не упоминают о том, что Виктор Бабарико не только задержанный экс-глава правления «Белгазпромбанка», но и кандидат в претенденты на пост президента Республики Беларусь. ОНТ в новостном сюжете говорит, что один из претендентов в кандидаты на президентский пост ранее возглавлял «Белгазпромбанк», но не называет фамилию Бабарико. Это нарушение стандарта полноты информации.

Телеканал СТВ конкурентов действующего президента в избирательной компании называет «альтернативщиками», которых «среди простых беларусов еще мало кто знал» и представляет их как единую безликую массу с уголовными статьями. Фамилии этих людей не звучат. «Читайте черным по белому — 6 уголовных дел и уже около 20 задержанных. <…> Такое будущее должно быть у страны?», — задаёт риторический вопрос медиа. Уголовное обвинение предъявлено только Виктору Бабарико, а не всем участникам кампании, как может показаться из утверждения СТВ. Кроме того, Виктор Бабарико, Валерий Цепкало, Анна Канопацкая были известны ранее.

Государственные СМИ умалчивают о меценатской и благотворительной деятельности Виктора Бабарико. «Беларусь 1» утверждает, что он до своего заявления о том, что будет баллотироваться в президенты, был «абсолютно непубличной личностью». Это дезинформация: до участия в избирательной кампании Бабарико участвовал в пресс-конференциях, культурных мероприятия, презентациях, выступал в СМИ.

СТВ утверждает, что несмотря на то, что Бабарико любит рассуждать, что хорошо бы привлекать инвесторов, сам не вкладывался в родную экономику. Но это не так.

 

Пропаганда в новостях о деле «Белгазпромбанка»: зачем Бабарико пошёл в политику

Телеканалы «Беларусь 1», СТВ и газета «СБ. Беларусь сегодня» самостоятельно формируют манипулятивное утверждение: Виктор Бабарико выдвинул свою кандидатуру на пост президента, чтобы избежать ответственности за противоправные действия на посту главы «Белгазпромбанка». СМИ создали такое манипулятивное утверждение на фоне того, что Бабарико был задержан через месяц после начала участия в предвыборной кампании.

Схожее утверждение звучит и в другом сюжете «Беларусь 1». «Согласитесь, чтобы скрыть такой размах преступлений, можно и в политику влезть, и серьезную часть „непродажной“ прессы купить, у нас и у соседей». Медиа нарушает стандарт отделения мнения от фактов, подаёт версию обвинения как факт до решения суда и апеллирует к аудитории и личности Бабарико. Телеканал не объясняет, на основе чего делает вывод о мотивации Бабарико баллотироваться на пост президента. Источника информации о том, что Бабарико купил прессу и какую именно, тоже нет. Журналист нарушает стандарт достоверности и полноты информации, создаёт манипулятивное высказывание из своих догадок.

Информация о том, что Бабарико участвует в избирательной кампании, есть только в сюжетах, в которых телеканалы утверждают, что он это делает для избежания ответственности. В остальных новостях госТВ представляют Бабарико как экс-председателя правления «Белгазпромбанка», а об его участии в борьбе за высший пост в стране умалчивают.

 

Выводы

Государственные СМИ чаще нарушали стандарты информационной журналистики в новостях на тему выборов (в 99% исследуемых сюжетов нарушен хотя бы один стандарт), чем на остальные темы (в 87%). Пропаганда у государственных СМИ в новостях о выборах зафиксирована в 75% материалов, в заметках на другие темы — в 35%.

Независимо от темы, СМИ чаще нарушают стандарт отделения мнений от фактов. Негосударственные — в 5% новостей, государственные — в 60%.

У государственных СМИ самые низкие баллы получили новости о выборах и о деле «Белгазпромбанка». Госмедиа подавали как факт версию обвинения до суда.

Как и в мае, и июне государственные СМИ в негативной тональности говорят о всех претендентов в президенты, кроме Лукашенко или умалчивать о них. Оценки деятельности Лукашенко — положительные. Так госмедиа противопоставляют альтернативных действующему президенту кандидатов. По версии гоств, в электоральную кампанию вмешивают силы извне, расшатывают страну и угрожают ее суверенитету.

В негосударственных СМИ — зафиксированы единичные нарушения стандартов.

 

Марина Елистратова

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Выборы: СМИ сфокусировались на фаворитах гонки
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ в июне не исключали поражение Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшая по стандартам в июне — «Рэгіянальная газета»
Читать далее
Мониторинг
Коронавирус затронул выборы и беларусско-российские отношения. Отчет по пропаганде и манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Выборы: Лукашенко обошел в июне по цитируемости «кандидатов надежды»
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ на треть увеличили количество материалов о Беларуси в мае. Отчёт о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
«Блеф, само-пиар, уличные провокации». Как национальные СМИ нарушали стандарты в мае
Читать далее
Мониторинг
Выборы: по цитируемости «кандидаты надежды» обошли в мае Александра Лукашенко
Читать далее
Мониторинг
«Президент напомнил. И не говорите потом, что не слышали». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в апреле
Читать далее
Мониторинг
Российский посол Мезенцев в апреле был особенно успешен в беларусских медиа. Отчет по прокремлевской пропаганде
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.