Российские СМИ на треть увеличили количество материалов о Беларуси в мае. Отчёт о прокремлевских нарративах в беларусских медиа

Поделиться:

Российские СМИ на треть увеличили количество материалов о Беларуси в мае. Отчёт о прокремлевских нарративах в беларусских медиа

 

О чем писали СМИ

Среди значимых тем мая — проведение парада в рамках празднования Дня Победы в Минске, развитие эпидемической ситуации по COVID-19 в Беларуси и России с разновекторными оценками, старт президентской избирательной кампании в Беларуси и поиски иностранного вмешательства в беларусскую политику.

 

Что мы сделали

В рамках исследования «Прокремлёвские нарративы в беларусских медиа» мы проанализировали 1326 публикации (466 беларусских и 860 российских) ведущих медиа двух стран о беларусско-российских отношениях в СМИ Беларуси и России с 1 по 31 мая 2020 года. В подборку попали российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ, а также публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс.Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (**).

Мы отмечаем резкое увеличение количества материалов о Беларуси и беларусско-российских отношениях в российских медиа в мае по сравнению с апрелем (на треть) и сохранение на примерно том же уровне количества материалов о России и отношениях двух стран в беларусских СМИ.

 

Кто у кого заимствует информацию

Мы проанализировали источники информации: кто говорит, на кого ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях СМИ, а также кто в них герой.

В мае, в отличие от апреля примерно в равной степени открыты к заимствованию российского контента оказались издания разной формы собственности. В частности в тройку лидеров вошли: TUT.BY (21,9% от всего объема ссылок на российские СМИ), ОНТ (15%), «СБ. Беларусь сегодня» (9,4%).

 

По частотности заимствования в беларусских СМИ среди российских источников в целом лидируют ТАСС (33,8% от всех ссылок на российские СМИ в исследованных беларусских СМИ), РИА Новости (19,4%) и РБК (7,5%).

 

Среди российских изданий лидерами по ссылкам на беларусские СМИ в мае были Regnum (16,7% от всех ссылок на беларусские СМИ в исследованных российских СМИ), «Лента.ру» (13,5%) и РИА Новости (9,1%). Из тройки лидеров по сравнению с апрелем выпали ТАСС (теперь 8,2%, в апреле было 10,5%) и «Украина.Ру» (теперь 4,7%, было 8,8%).

На фоне существенного увеличения публикаций на беларусскую тематику проявились разные редакционные подходы: частный проект Regnum стал в мае чаще, чем в апреле агрегировать сообщения из беларусских изданий, а государственный проект «Украина.Ру» (часть МИА «Россия сегодня») увеличил количество интервью с теми, кого они считают экспертами по Беларуси и лидерами мнений.

Главным источником для заимствования новостных сообщений для российских СМИ выступает государственное информационное агентство БЕЛТА (41,6% от всех ссылок на беларусские СМИ в исследованных российских СМИ). В тройку лидеров по количеству ссылок пробился «Беларусь 1» (17,3%) — на сообщения этого беларусского государственного телеканала ссылались информационные агентства, в том числе БЕЛТА.

Прямое цитирование «Беларусь 1» тем не менее составило 59,3% всех ссылок на этот телеканал. Именно в эфире «Беларусь 1» первый раз сообщили о том, что МИД Беларуси лишил аккредитации журналистов российского «Первого канала» и в 62,8% случаев при ссылках на «Беларусь 1» в российских СМИ речь идет об этом сюжете. В 23,3% случаев на «Беларусь 1» ссылаются, когда пересказывают интервью пресс-секретаря президента Беларуси Натальи Эйсмонт о том, что ее шеф никогда не делал тестов на COVID-19 и ему не нужно, так «президент живет за городом, фактически в деревне» (о самоизоляции Александра Лукашенко при этом речь не идет – он активно проводит совещания и встречи в Минске и регионах).

В мае российские медиа цитировали ряд беларусскоязычных ресурсов, таких как «Наша Ніва», «Радыё Свабода», «Белсат TV».

 

Фокус на источниках

В беларусском наборе исследованных СМИ в мае оказались 946 источников, а в российском — 1883. Под источниками мы понимаем ссылки на другие СМИ, органы и организации, а также людей, на которых ссылаются при сообщении фактов, а также кого цитируют.

Сравним частотность.

В мае президент Беларуси вышел на первое место как источник информации как в беларусских (здесь он эту позицию разделил с российским коллегой Владимиром Путиным), так и в российских (здесь Путин оказался менее частотным).

Как и в апреле, в мае российские СМИ часто сообщали, что беларусские власти якобы не выполняют рекомендации ВОЗ — упоминание об этом почти обязательно присутствовало в бэкграунде материалов о проведении 9 мая в Минске парада.

 

Фокус на героях публикаций

В общей сложности при освещении интеграционной тематики в мае в исследованных беларусских медиа упоминались 275 персон, в российских — 329. В этой категории учитывались любые упоминания в текстах людей, которые можно идентифицировать по имени и фамилии, а не только тех, на кого направлен фокус публикации, а также не давалось оценки кто из героев играет большую или меньшую роль в истории. Значение определяется по количеству документов с упоминанием той или иной персоны за указанный период.

Сравним частотность.

Среди героев публикаций беларусских медиа по тематике взаимоотношения двух стран в мае президент Беларуси незначительно уступил лидерство своему российскому коллеге в беларусских СМИ, но сохранил в российских. В беларусских медиа третьим по частотности упоминания был тогдашний премьер-министр Беларуси Сергей Румас (отправлен в отставку 3 июня), который в российских медиа чуть-чуть не дотянул до трехпроцентного барьера (2,5%). Назначенный ему на смену новый глава правительства Роман Головченко в мае еще является руководителем Государственного военно-промышленного комитета, и его упоминания в СМИ двух стран единичны и связаны исключительно с визитом на предприятие ВПК президента Беларуси.

Исследование затрагивало публикации российских СМИ о выборах в Беларуси. В апреле еще не было доподлинно известно, кто кроме действующего президента будет участвовать в кампании, и российские СМИ, если затрагивали эту тему, то упоминали только три фамилии — председателя Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича, лидера движения «За свободу» Юрия Губаревича и бывшего оппозиционного депутата Палаты представителей Анны Канопацкой.

8 мая Палата представителей назначила президентские выборы на 9 августа, что дало официальный старт кампании. Претенденты могли подать заявки на регистрацию инициативных групп по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты до 15 мая. В российских медиа появились публикации о видеоблогере Сергее Тихановском, отрекомендованном как «беларусский Навальный», но, как мы писали, никто не смог предсказать участие названных впоследствии «кандидатами надежды» экс-банкира Виктора Бабарико и отставного чиновника Валерия Цепкало.

Все альтернативные действующему президенту политики не превысили по частотности упоминания трехпроцентный барьер и в основном в текстах перечисляются через запятую.

В качестве главных героев публикаций в мае выступали Тихановский, Бабарико и Цепкало, но лишь в конце месяца появляется, пожалуй, первая публикация с однозначным фокусом на Бабарико (интервью на «Эхо Москвы» политолога Андрея Суздальцева «Может ли Виктор Бабарико стать реальной альтернативой Лукашенко?») — в июне экс-банкира будут называть главным соперником действующему президенту уже многие комментаторы. В мае на эту роль в российских СМИ претендовал Сергей Тихановский — о нем с такими характеристиками писал в ведущие российские СМИ и давал интервью политтехнолог Виталий Шкляров.

 

Фокус на транслируемых идеях

В мае в беларусских и российских СМИ на первые позиции по частотности тематических нарративов (***) вышли «У Беларуси и России общая история. Общая память, общая победа. СССР» и «В Минске прошел парад на 9 мая, а в Москве — нет» соответственно.

Газ занял место нефти

Если сгруппировать менее частотные нарративы по более широким темам, то видно, что в мае беларусские медиа переключились с нефти на газ, в то время как российские продолжали заниматься проблемой COVID-19.

Уделяя большое внимание тематике поставок российского газа, беларусская сторона не смогла убедить журналистов собственной страны, что утверждение «Газпрома» о долгах за газ является ложным. В беларусских СМИ версия официального Минска «Беларусь не должна за газ» уступает московской «Беларусь задолжала за газ» (1,7% и 4,8% соответственно).

В беларусских СМИ позиция Минска на дистанционном саммите Евразийского экономического союза «Беларусь и Армения выступают за единый тариф по транспортировке и транзиту газа в ЕАЭС, Россия — против» (4,3%) и ее более резкая интерпретация «Путин выдвигает дополнительные условия по поставкам газа вразрез ранее достигнутым договоренностям» (1,3%) соседствуют с кремлевским нарративом «Армения и Беларусь не принимают формулу цены на газ в ЕАЭС» (1,3%).

В российских СМИ мало писали об этом саммите, а когда писали, то названный кремлёвский нарратив встречался немного чаще, чем о проекте Минска по единому тарифу (1,4% и 1,2% соответственно).

И беларусские, и российские СМИ процитировали высказывание Александра Лукашенко на встрече с еще действовавшим премьер-министром Сергеем Румасом о завышенных ценах на российский газ для Беларуси по сравнению с ценами для Германии (3% и 2,8%), но если брать публикации по данной тематике в другие дни, то формулировка о требовании Минском пересмотра цен в российских СМИ однозначно интерпретировалось как требование снизить цены. Заявление же Газпрома о готовности «обсуждать цены на газ на 2021 год при соблюдении Беларусью условий 2020 года» (погашении задолженности) получило одинаково малое распространение в СМИ обеих стран, в отличие от более популярного заявления о наличии задолженности за уже поставленный газ.

 

Столкновение двух пропаганд

В начале мая возобновился обмен шпильками между Минском и Москвой, высказывания с негативной оценкой ситуации из Беларуси в России и наоборот в сумме составили 17,3% и 14% соответственно от всех зафиксированных нарративов.

Для российской стороны очевидным раздражителем выступало то, что в Минске готовился, а потом собственно и прошел военный парад на 9 мая, а в Москве он был отложен. В бэкграунде практически всех материалов на эту тему хотя бы одной фразой указывалось, что беларусская сторона игнорирует рекомендации ВОЗ, а в некоторых — «Кремль высказал беспокойство ситуацией с коронавирусной инфекцией в Беларуси». Многие российские СМИ в мае вспомнили мартовские высказывания Александра Лукашенко, что «в Беларуси нет эпидемии COVID-19, но есть «коронапсихоз» и «истерия» (4,2%).

Съемочную группу российского «Первого канала» МИД Беларуси лишил аккредитации за материал от 6 мая об эпидемии COVID-19 в Беларуси (см. экспресс-анализ Media IQ о манипуляциях «Как манипулировал «Беларусь 1», когда разоблачал фейки «Первого канала»» и фактчекинг ««Лидер по числу вранья». Как «Беларусь 1» развенчивал фейки в российском сюжете»).

Российские федеральные телеканалы не показали парад в Минске (за исключением межгосударственного телеканала СНГ «Мир» и частного «Дождь»). В целом тема парада однако получила отражение в российских СМИ. Нарратив «В Минске прошел парад на 9 мая, а в Москве — нет» был самым частотным при освещении беларусско-российских отношений и при этом преобладала нейтральная или позитивная тональность в подаче материалов — с ложкой дегтя о сложной эпидемической ситуации. Некоторые СМИ вышли с заголовками «Парад во время чумы», «В России парад Победы в Минске назвали пиром во время чумы».

Те же СМИ позднее при освещении подготовки и проведения 24 июня парада в Москве о сложностях с эпидемической ситуацией в России в бэкграунд не писали.

Сюжет «Первого канала» от 6 мая формально не был связан с парадом в Минске, но продвигал нарратив «Беларусь скрывает данные о распространении коронавируса». Беларусская сторона квалифицировала это как «Недружественный информационный выпад против Беларуси».

 

Кланяться китайцам, не становиться на колени перед россиянами

22 мая президент Беларуси знакомился с военными разработками на опытно-испытательном участке в Мачулищах. Здесь Лукашенко высказывался о фейках в российских анонимных телеграм-каналах, по случаю критиковал Россию за отказ помочь Беларуси делать реактивную систему залпового огня (РСЗО) «Полонез» и хвалил за помощь Китай, «нам еще повезло договориться с китайцами, им надо покланяться за это».

В беларусских медиа разошлась цитата главы государства: «Не надо перед россиянами становиться на колени. Это сигнал, если наш ближайший союзник мало того что не согласился с нами ракету сделать, а полигон не предоставляет». В российских медиа ее использование оказалось малочастотным.

 

«Российские марионетки» и «польская угроза»

В мае беларусское руководство начало искать «руку Москвы» в выдвижении кандидатами в президенты Сергея Тихановского, Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. Показательно, что если пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отвергал вмешательство Кремля в беларусскую политику и отрицал наличие в России олигархов, которые могли бы это сделать по собственной инициативе, то цитируемые российскими СМИ эксперты такой вариант не исключали. Отметим, что эти высказывания делались еще до июньской эскалации — обыска в Белгазпромбанке и аресте Бабарико.

В мае впервые за весь период наблюдений в российских медиа зафиксированы нарративы, в которых говорится о польской угрозе — якобы Польша стремится поглотить Беларусь и только союз с Россией дает защиту от этого. Такого рода нарративы были маргинальны, встречались только в двух проектах («Украина.ру» и REGNUM), но симптоматичен сам факт их появления.

 

Павлюк Быковский

 

* Во время анализа данных была допущена неточность. В российских СМИ о Беларуси было на треть больше материалов в мае, чем в апреле.

 

** 466 публикаций в 23 беларусских медиа («Беларусь 1», «Белорусский партизан», «Белрынок», «Белсат TV», БЕЛТА, «Звязда», «КП Беларусь», «Наша Ніва», ОНТ, «ПраймПресс», «Радыё Свабода», «Рэспубліка», «СБ. Беларусь сегодня», «Сельская газета», «Спутник Беларусь», СТВ, Ex-press.by, Euroradio, Naviny.by, Onliner, REFORM.by, TUT.BY, UDF.by) и 860 публикаций в 16 российском медиа («Ведомости», «Дождь», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсант», «Коммерсант FM», «Радио Спутник», РБК, РИА Новости, «Росбалт», «Смоленская газета», ТАСС, «Эхо Москвы», «Лента.ру», REGNUM, «Украина.ру»).

Среди исследованных публикаций беларусских медиа наибольшее число было у изданий «Спутник Беларусь» (14,9% от всех публикаций), «СБ. Беларусь сегодня» (14,3%) и TUT.BY (12,2%), среди российских — у РИА Новости (22,4%), REGNUM (15,2%) и ТАСС (13%). Постоянный мониторинг беларусских медиа в данном исследовании включает 4 телеканала и 9 онлайн-медиа (Список беларусских медиа в см. приложении 5).

 

*** Отметим разницу двух блоков мониторинга — «Прокремлёвские нарративы в беларусских медиа» и «Пропаганда, манипуляции, дезинформация в беларусских медиа». Это связано с разницей в задачах, выборке и методологии: в первом случае фиксируются нарративы каждой новости, а во втором — нарративы только новостей с манипуляциями, к тому же анализируется разный набор медиа.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
«Российские наемники» в июле захватили внимание журналистов двух стран. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Усиление госпропаганды и размножение манипуляционных нарративов. Отчет по пропаганде и манипуляциям в июне
Читать далее
Мониторинг
«Баррикадная журналистика», безусловный лидер Тихановская и отказ от поиска «руки Москвы»
Читать далее
Мониторинг
Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июле: оценки, конспирология, риторика Лукашенко
Читать далее
Мониторинг
Выборы: СМИ сфокусировались на фаворитах гонки
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ в июне не исключали поражение Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшая по стандартам в июне — «Рэгіянальная газета»
Читать далее
Мониторинг
«Самый сложный в истории независимой Беларуси год». Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне
Читать далее
Мониторинг
Коронавирус затронул выборы и беларусско-российские отношения. Отчет по пропаганде и манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Выборы: Лукашенко обошел в июне по цитируемости «кандидатов надежды»
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.