Региональные СМИ: лучшие по стандартам в ноябре — Hrodna.life и «Інфа-Кур’ер»

Поделиться:

Региональные СМИ: лучшие по стандартам в ноябре — Hrodna.life и «Інфа-Кур’ер»

Тема коронавируса и протестного движения не повлияла на количество зафиксированных случаев нарушения стандартов информационной журналистики, использования манипуляции и пропаганды у государственных и негосударственных региональных СМИ.

Что мониторили

В блоке «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» Media IQ раз в три месяца мониторит десять региональных онлайн-изданий: «Вечерний Бобруйск», «Сильные новости», «Вечерний Брест», Intex-press, «Рэгіянальная газета», «Медиа-Полесье», Hrodna.life, «Витебские вести», «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер».

Каждый будний день у каждого медиа мониторятся по три общественно значимые новости (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии).

Этот блок мониторит соблюдение пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и фиксирует пропаганду и манипуляции в исследуемых новостях.

 

В каких условиях работали журналисты региональных СМИ

Давление на региональную прессу началось еще до выборов 9 августа, а после усилилось. Так, 22 июня журналистов «Ганцавіцкага часу» обвинили в неповиновении законным требованиям милиции (ст. 23.4 КоАП) и участии в несанкционированном массовом мероприятии (ч.1 ст. 23.34 КоАП). Сергея Багрова приговорили к 15 суткам ареста, а Александра Позняка —  к штрафу в размере 810 руб.  

11 августа журналиста гродненского издания Hrodna.Life Руслана Кулевича жестко задержали и избили. Его приговорили к 7 суткам ареста за участие в несанкционированной акции. 24 ноября Руслану Кулевичу отказали в возбуждении уголовного дела по факту его телесных повреждений. 15 ноября в Гродно был задержан журналист Hrodna.life Андрей Ломов.

10 августа суд приговорил журналиста «Медиа-Полесье» Евгения Николаевича к 10  суткам ареста (после того, как Евгений вышел на свободу в ночь с 16 на 17 августа, он заявил, что его били), 15 сентября — снова к 10 суткам, 24 — ноября третий раз к 10 суткам ареста. Все приговоры —  за якобы участие в несанкционированных митингах.

17 ноября суд Лунинецкого района вынес постановление, по которому редакция «Медиа-Полесье» обязана выплатить государству штраф в размере 250 базовых величин. Судья Михаил Денисович вынес постановление, согласно которому  ООО «МП компани» (владелец сетевого СМИ «Медиа-Полесье») признано виновным в нарушении  ч.3-1 ст.22.9 КоАП Республики Беларусь (Нарушение законодательства о средствах массовой информации).

5 октября журналист гомельского СМИ «Сильные новости» Денис Якштас получил 15 суток административного ареста, а 19 октября  — штраф в размере 20 базовых величин. За якобы участие в митинге была оштрафована и главный редактор «Сильных новостей» Анна Якштас (540 руб.) Ещё одна журналистка гомельского СМИ Надежда Пужинская 6 октября была приговорена к 14 суткам ареста.

Внештатного журналиста «Брестской газеты» Максима Хлебца и внештатного фотокорреспондента «Брестской газеты» и городского журнала «Бинокль» Романа Чмеля задержали 18 октября, когда они выполняли свои профессиональные обязанности — освещали воскресное шествие сторонников перемен. Журналистов осудили на 15 суток ареста за якобы участие в несанкционированном массовом мероприятии.

Из-за выполнения профессиональных обязанностей два региональных СМИ были закрыты. 14 августа в Жодино городской телеканал «Сфера» был закрыт из-за «материалов, дестабилизирующих обстановку». 18 ноября стало известно, что «Газета Слонімская» приостановила выпуск на полгода.

 

О чём писали медиа в ноябре

Региональные СМИ освещали ситуацию с коронавирусом, протесты и локальные события или проблемы. Теме акций против фальсификации выборов негосударственные СМИ посвятили 39% исследуемых новостей, государственные — 23%. Теме коронавируса — 20% и 35% соответственно.

 

Обзор результатов

Самый высокий балл по результатам мониторинга в ноябре у Hrodna.life  и «Інфа-Кур’ер» — 4,79. За ними идут Intex-press  — 4,76, «Рэгіянальная газета» — 4,70 и «Медиа-Полесье» — 4,65.

Чаще всего региональные СМИ нарушали стандарты полноты информации — в 19% от общего количестве исследуемых новостей в ноябре. Второй по частотности нарушений — стандарт отделения мнений от фактов 12%.

 

 

Пропаганда и манипуляция была зафиксирована у издания «Витебские вести» и «Могилёвские ведомости» — 6,35% от общего количества исследованных новостей.

 

Разбор кейсов

Нарушение стандарта полноты информации: соцпакет значительно потяжелел

«Витебские вести» и «Могилёвские ведомости» чаще всего нарушали стандарт полноты информации в 30 и 37 % соответственно. Они положительно оценивали деятельность беларусских предприятий, но не приводили экономические показатели и умалчивали неудобные детали.

«Витебские вести»  знакомят читателей с официальной позицией генерального директора «Нафтана» Андрея Сойко, который рассказывает о том, что нефтеперерабатывающий завод направил своих специалистов на «Гродно Азот»  для оказания помощи в «обеспечении непрерывного технологического процесса и недопущения остановки производства в том числе и по причине сложной эпидемиологической ситуации». Звучит позиция генерального директора «Гродно Азота» Игоря Бобыря, который сообщил, что «сотрудники, препятствующие работе предприятия, будут отстранены от выполнения обязанностей». Слова Андрея Сойко и Игоря Бобыря о том, почему на «ГродноАзот» не хватает сотрудников, противоречат друг другу. «Витебские вести» не уточняет эту информацию ни о количестве заболевших на предприятии, ни о том, сколько людей и почему препятствуют работе предприятия.  СМИ умалчивают  о забастовке на «Гродно Азоте», которая проходила 26 октября. Это нарушение стандарта полноты информации.

20 ноября помощник президента - инспектор по Витебской области Анатолий Линевич посетил Витебский завод радиодеталей «Монолит». «Витебские вести» предоставляют читателям оценочные суждения о положении дел на заводе и его экономических показателях. «Монолит» наращивает объемы производства и экспортный потенциал, сохранил прежние связи и расширяет круг заказчиков, а значит, стабильно исполняет налоговые обязательства, не отказывается от социальной нагрузки», – рассказывает о заводе СМИ. «Витебские вести» не сообщают конкретные цифры объёма производства, экспорта, налоговой нагрузки, социальной поддержки своих сотрудников. Далее узнаём, что «предприятие очень тесно завязано на сотрудничестве с Россией». В чём конкретно заключается сотрудничество, медиа не рассказывает. Это нарушение стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации. 

«Вечерний Брест» схожим образом нарушает стандарт полноты информации. СМИ рассказывает об открытии молочно-товарного комплекса в Каменецком районе. Инвестором новой фермы выступил резидент СЭЗ «Брест» ОАО «Агро-Заречье». «Контрольный пакет акций «Агро-Заречья» с 2012 года принадлежит ИП «ИНКО-ФУД» — известному производителю мясных изделий. Правда, пять лет назад у владельцев резидента СЭЗ возникли споры с руководством района. Дело дошло до прокуратуры…», сообщает «Вечерний Брест» о юридическом лице. В чём был конфликт между резидентом СЭЗ и руководством района и как он был разрешён, информации нет.

«Могилёвские ведомости» в материале «На частном кричевском предприятии все 185 работников — члены профсоюза» рассказывает, что «с подачи профсоюзной первички пунктов коллективного договора недавно стало больше, а соцпакет значительно потяжелел». СМИ не информирует, какие именно пункты появились в коллективном договоре и что добавилось в соцпакет. В конце текста медиа высказывает своё мнение: «Но рассматривать профсоюзы исключительно с меркантильной точки зрения — неправильно. Есть еще такие понятия, как корпоративный дух и команда». Это нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.

Региональные СМИ нарушают стандарт полноты информации и в материалах о COVID-19. «Витебские вести» и «Могилевские ведомости» в заметках о ежедневной статистике заболевших и умерших от коронавируса в Беларуси не указывает, сколько человек заразились за один день, а публикуют общее суммарное число, сколько зарегистрировано заболевших с начала появления COVID-19 в Беларуси. Таким же образом СМИ подают количество выздоровевших и умерших. Так читателю сложно отследить, как меняется  динамика болезни в стране. 

Нарушение стандарта отделение мнений от фактов: версия обвинения подаётся как факт до суда

Следственное управление КГБ окончило предварительное расследование уголовного дела в отношении бывшего председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора Бабарико. Ему предъявлено обвинение в совершении преступлений по фактам получения взяток организованной группой в особо крупном размере, а также легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем в особо крупном размере.  Intex-press в заголовке к этой заметки сообщает: «КГБ закончил расследование дела «Белгазпромбанка». Бабарико признали виновным». Вина Бабарико не доказана судом, поэтому неправомерно утверждать, что он признан виновным, это нарушение презумпции невиновности. Версия СК и их выводы не должны звучать как утверждение СМИ. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.

Версию следствия как факт до решения суда озвучивает и «Медиа-Полесье». СМИ ссылается на сообщение Пинской межрайонной прокуратура, которая утверждает, что «28-летний пинчанин в состоянии алкогольного опьянения ночью сорвал флаг со здания «Пинского лесхоза» и поломал древко, на котором он был закреплён». Но суда над пинчанином еще не было, поэтому он только подозревается в том, что сорвал флаг, неправомерно утверждать, что он это сделал. В июне мониторинг MediaIQ также фиксировал подачу версии следствия как факт до решения суда.

Нарушение стандарта достоверности и баланса мнений: «всё завершилось хэппи-эндом»

«Вечерний Брест» в материале о том, что СЗАО «КварцМелПром» (Малоритский район) признан экономически несостоятельным, возвращается к истории предприятия. СМИ говорит, что «КварцМелПром» в 2008 году начал осваивать месторождение «Хотиславское». «Несмотря на противоборство украинских экологов. Некоторые из них были уверены, что такое вмешательство в природу неизбежно повлияет на качество грунтовых вод и состояние украинской жемчужины – озера Свитязь. Оно, как известно, находится рядом с границей, в нескольких километрах от завода и мелового карьера. Особую обеспокоенность депутаты соседней страны высказывали на случай остановки работ или выработки природных ископаемых на определенных участках». Журналист ссылается на обобщённый анонимный источник: украинских экологов и депутатов. Это нарушение стандарта достоверности. Какое отношению к конфликту имели украинские депутаты, СМИ не уточняет. В конфликтной ситуации «Вечерний Брест» не предоставляет слово украинской стороне, о её позиции мы узнаём со слов оппонента. Это нарушение баланса мнений. «Белорусская сторона тогда провела общественные слушания в Хотиславе, и все завершилось «хеппи-эндом» …». Медиа не информирует, чем закончился конфликт, предоставляет только оценочное суждение. Читатель не узнает, для какой именно стороны «всё завершилось хеппи-эндом» и в чём он заключался. Это нарушение стандарта полноты информации.

 

Вывод

У региональных СМИ нарушения стандартов информационной журналистики, наличие манипуляции чаще не связаны с редакционной политикой, их можно избежать.

Стандарт отделения мнений от фактов региональные медиа чаще нарушали, когда озвучивали версию обвинения как факт до решения суда. Стандарт полноты информации в материалах о работе государственной промышленности, когда вместо конкретных цифр и фактов, подтверждающих экономические успехи, приводили оценочные суждения, умалчивали неудобные факты. Региональные СМИ нарушали стандарт достоверности и ссылались на анонимные обобщённые источники. Стандарт баланс мнений нарушали, когда в материале о конфликтной ситуации позицию второй стороны подавали со слов её оппонента.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Russia 1 journalist was a locomotive for promoting Lukashenka in Russian and Belarusian information space. Kremlin narratives in Belarusian media – January 2021
Читать далее
Мониторинг
«Крысы», «псы» и «существа» — всплеск дегуманизации в январе. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Наиля Аскер-заде как локомотив для Александра Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в январе 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Не допустили трагедии в национальном масштабе»: как национальные СМИ нарушали стандарты в феврале
Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда продолжила ужесточаться. Отчёт по манипуляциям за декабрь
Читать далее
Мониторинг
Russian media comply with the principle of balanced coverage, whilst Belarusian media remain loyal to Officialdom. Kremlin narratives in Belarusian media – December 2020
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ демонстрируют баланс мнений, беларусские верны официозу. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в декабре
Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда переключилась с мобилизации сторонников на закрепление достигнутого. Отчёт по манипуляциям за ноябрь
Читать далее
Мониторинг
Уехавшие лидеры оппозиции vs ВНС: как национальные СМИ нарушали стандарты в январе
Читать далее
Мониторинг
Беларусский агитпроп начинает использовать постоянных российских союзников. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в ноябре
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.