Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ

Поделиться:

Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ

Новости на тему коронавируса повлияли на общий балл тех медиа, которые мониторит Media IQ. Но на лидерах по соблюдению стандартов это не отразилось.

Лидерами по пропаганде в марте стали ОНТ (в 71% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (59%) и СТВ (47%).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов». ОНТ нарушил этот стандарт в 86% исследуемых сюжетов, «Беларусь 1» — в 77%, СТВ — в 66%.

Свободными от пропаганды и манипуляции в марте остались Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва» и «Спутник Беларусь».

 

Обзор кейсов

Коронавирус: оценки СМИ

«СБ. Беларусь сегодня» приравнивает коронавирус к ежегодному всплеску сезонных заболеваний.  «Нынешние весенние дни — обычный пик, а тут еще и коронавирус вмешался». У телеканала «Беларусь 1» также своя классификация заболевания. «Налицо искажённое восприятие такого (нового ли?) заболевания, как грипп, пневмония». Рекомендации — «обычные для тех, кто хочет избежать вируса: неважно, это обычный грипп или новый COVID-19». Так журналисты уменьшают значимость события. Это пример пропаганды.

СТВ без ссылки на источник утверждает, что вирус не новый и уже на 90% был знаком беларусским специалистам.

От Советского Союза в наследство нам досталась система, которая «даёт возможность беларуcским докторам чётко, спокойно и уверенно контролировать ситуацию», — так ОНТ, не ссылаясь на экспертов, оценивает систему противодействия распространению инфекционных заболеваний.  В другом сюжете медиа рассказывает подробнее о системе Николая Семашко как основе, на которой базируется здравоохранение в Беларуси. Со ссылкой на неназванных отечественных и зарубежных экспертов журналист утверждает, что наша система здравоохранения «работает наиболее оптимально и лучше справляется с вот такими вызовами, как коронавирус». Оценочные суждения обобщённых псевдоисточников (неназванные отечественные и зарубежные эксперты) — манипулятивная семантика.

ОНТ успокаивает зрителей и утверждает, что «знают о COVID-19 если не всё, то достаточно, чтобы ему противостоять», а «эпидемиологическая обстановка в стране сейчас даже лучше, чем год назад». Ссылок на эти выводы нет. Вместе с тем министерство здравоохранения Беларуси говорит, что влияние коронавируса на организм человека пока не изучено, а его длительность выживания на поверхностях не установлена. ВОЗ отмечает, что, как правило, COVID‑19 протекает в лёгкой форме, в особенности у детей и лиц молодого возраста. Тем не менее существует тяжелая форма инфекции: примерно в одном из пяти случаев заболевшим необходима госпитализация. Поэтому беспокойство людей за себя и близких в связи со вспышкой COVID‑19 оправдано.

Коронавирус: Европа vs Беларусь

Ситуацию в Беларуси государственные телеканалы противопоставляют положению за границей. ОНТ со ссылкой на министра обороны Испании рассказывает, что при обследовании домов престарелых военные обнаружили брошенных и мертвых постояльцев. «Даже трудно предположить, что такое возможно у нас. Мы жалуемся на очереди, на хамство, ещё на разные объективные и не очень обстоятельства. А там вот так!», — комментирует автор телеканала новостной сюжет. ОНТ смещает акценты и сравнивает большую проблему в Испании в чрезвычайных условиях и менее значимые повседневные проблемы в Беларуси. Посыл телеканала: на хамство и очереди не стоит жаловаться, потому что в Испании умирают брошенные старики. Так автор сравнивает две несравнимые вещи. Это манипулятивная семантика.

«Падение инвестиций, товарооборота, разрыв производственных связей, дефицит продуктов, слабеющие валюты; целые отрасли, закрытые на карантин с призрачными шансами ожить после эпидемии», — так выглядит ситуации в мире глазами ОНТ и СТВ. Нет конкретики, деталей, источников, названий стран. Государственные СМИ утверждают, что в спаде экономики виноват не COVID-19, а «рукотворные беды от непродуманных мер». СТВ создаёт эффект нагнетания: «Сначала закрыли границы, остановили работу производств, парализовали торговлю, выгнали на улицы миллионы работников». Здесь нет бэкграунда. О закрытии границ и остановке производств читатель может знать из других источников, конкретной информации о массовых увольнениях людей недостаточно.

Еще один пример сравнения ситуации в Европе и Беларуси от СТВ: «... в западной Европе расходников для аппаратов ИВЛ не хватает, их стали печатать на 3D-принтерах. Хотя монополисты — запретили. Это же деньги. Большие деньги на крови». СТВ воздействует на эмоции зрителя, в кадре пустые полки в магазине Италии. Ссылка на источник информации отсутствует. Действительно, в  Италии, Испании, и Украине запущена 3D-печать клапанов для аппаратов ИВЛ. Проверить отрывочные факты о том, что неназванные монополисты запретили 3D-печать клапанов, не удалось. Генеральный директор CECIMO, Европейской ассоциации по производству добавок Филип Гирц говорил только о правовых ограничениях, которые могут сдерживать внедрение таких решений. СТВ продолжает: «В Беларуси такой бизнес под запретом, как и нечестный бизнес на продуктах. Например, искусственного дефицита той же гречки не предвидится». Телеканал сравнивает производство клапанов для ИВЛ и гречки. Это пример подтасовки фактов и манипуляции.

Коронавирус: Лукашенко vs «мировые лидеры»

В новостях о коронавирусе государственные телеканалы продвигают позицию: в мире кризис, потому что никто не услышал президента Беларуси. «Предупреждать именно о таком сценарии сначала аккуратно и в полушутливом тоне, а потом всё настойчивее, Беларусь начала ещё два месяца назад. Умные услышали и приняли всерьез, остальные посмеялись», уверяет «Беларусь 1». Медиа противопоставляет действия Лукашенко и неназванных мировых лидеров. Пока часть из них «самоизолируется и переходит на удалёнку, у нашего президента — одна встреча за другой», — поддерживает тему ОНТ. Мировые лидеры, считает телеканал, всё же приходят к решениям, принятым Лукашенко в начале распространения коронавируса.

ОНТ подтасовывает факты — излагает их в такой последовательности, которая создаёт иллюзию, будто безымянные лидеры принимают свои решения исходя из позиции Лукашенко.

ОНТ продолжает оценивать действия президента. «И был единственным. Единственным, кто сразу же призвал успокоиться и продолжать работать». Меры, которые приняли против распространения коронавируса в Беларуси, телеканал коротко характеризует как «делается все возможное и даже невозможное». Более подробная информация отсуствует. Это нарушение стандарта «Полнота информации».

Нарратив канала «Беларусь 1» схож с ОНТ. Телеканал конструирует догадку: «Уже два месяца Беларусь своим хладнокровием предостерегает соседей. Но понимать нас стали, похоже, только сейчас».

Основные посылы государственных телеканалов и газеты «СБ. Беларусь сегодня» в новостях о коронавирусе:

  • коронавирус не новый, он схож с сезонным ОРВИ;
  • мир в кризисе;
  • мировые лидеры хайпуют на неэффективных мерах против распространения COVID-19;
  • беларусская система здравоохранения спокойно контролирует ситуацию;
  • Лукашенко единственный, кто сразу призвал успокоиться и работать.

Продвигая эти утверждения, СМИ не указывали источник информации, делали выводы без ссылки на экспертов, использовали инструменты пропаганды, например, создавали ложную дилемму. В новостях о коронавирусе звучит только позиция Лукашенко, что карантин убьёт экономику и благосостояние населения. Альтернативного взгляда на карантин, поддержку и защиту населения не приводят.

«Условно либеральный Европейский Союз»

9 марта Александр Лукашенко провел совещание с руководством совета министров. Там обсуждали и защиту прав сотрудников предприятий-банкротов. В выступлении Лукашенко сослался на директиву Европейского Союза «О реструктуризации и предоставлении второго шанса».

СТВ утверждает, что «Теперь в Европе будут до последнего спасать предприятия, использовать все возможные меры, вплоть до погашения долга». Но в директиве о погашении долга написано, что «предприниматели с чрезмерной задолженностью будут иметь доступ по крайней мере к одной процедуре, которая может привести к полному погашению их долга через максимальный период в 3 года в соответствии с условиями, изложенными в директиве». Новые правила предоставляют финансово несостоятельному предприятию второй шанс, а не гарантируют избежать ликвидации.

По версии ОНТ на первом месте будет «восстановление должников, а не приоритет кредиторам». В документе говорится только о достижении надлежащего баланса между интересами должников и кредиторов.

А телеканал «Беларусь 1» знает, о чём думает «условно либеральный Европейский Союз»: не деньги главное, важнее спасти производство и коллектив. В документе не сказано о приоритете производства и коллектива над деньгами, а целью обозначено уменьшение наиболее существенных барьеров на пути свободного движения капитала.

СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» нарушают стандарт точности, предоставляют фейковые факты (в Европе восстановление должников на первом месте, до последнего будут спасать предприятия) в сочетании с настоящими.

«Помпео летит в Варшаву — и вуаля»

С начала года Беларусь и Россия не могли договориться о цене на нефть. Из-за этого в Беларуси началась диверсификация поставок нефти. Государственные СМИ позитивно описывают перспективы этого процесса. Авторы обзора на ОНТ утверждают, что «Литва и Латвия готовы сражаться за право в своих портах принимать танкеры для Беларуси», но не иллюстрирует это фактами. Несмотря на то, что «эксперты балтийского рынка пока отказываются комментировать предложение президента», телеканал делает выводы, что они «сами в шоке, хоть и приятном». ОНТ предлагает аудитории противоречивую гипотезу: предложение выгодное, но эксперты его не комментируют. Далее журналист уверяет, что если продавцов нефти будет много, то можно устанавливать выгодные для себя условия. Снова без источников.

ОНТ иронизирует над ситуацией с поставками нефти в Беларусь, упрощает её, сравнивая с сюжетом русских народных сказок про богатырей. Телеканал создаёт схематичную, однозначную ситуацию. Прямо пойдёшь, то есть в Россию, — жизнь потеряешь, направо пойдёшь (Украина) — женатым будешь, налево пойдёшь (Литва, Латвия) — богатым будешь. Рассказывая про возможные поставки нефти из Украины, журналист нарушает стандарт «Достоверность». Он сообщает, что в Украине не против делать бизнес с Беларусью лишь бы мы не сотрудничали с Россией. Но это заявление ничем не подтверждено. Таким образом, по версии ОНТ, украинский нефтяной бизнес готов торговать с Беларусью не из-за прагматичных мотивов получения прибыли, а лишь бы Беларусь не сотрудничала с Россией.

Далее ОНТ ссылается на коллективные намёки киевских экспертов, которые якобы хором говорят, что «Минск вроде как чего-то остался должен за недопрокачку венесуэльской нефти». Подробнее ситуацию не раскрывают и не объясняют. Но ничего, ведь «с этим „Белнефтехим“ разберётся». Из сказанного непонятно, в чём суть конфликта, кто кому остался должен, как будет действовать «Белнефтехим». Это нарушение стандарта «Полнота информации».

Процесс договора Беларуси и Польши по поставкам нефти ОНТ сводит к простой схеме. Изначально Польша не поддержала предложение Беларуси по реверсной доставке нефти по нефтепроводу «Дружба», но «потом в Минск прилетает госсекретарь США и говорит, что Америка готова обеспечить Беларусь нефтью в полном объёме, затем Помпео летит в Варшаву — и вуаля. Поляки теперь считают, что реверс по „Дружбе“ — отличный вариант». Как именно связаны описываемые события, как визит Помпео повлиял на решение Варшавы о реверсе нефти, телеканал не уточняет. Это манипуляция. Телеканал не даёт слово польской стороне и нарушает стандарт «Баланс мнений».

Цена на нефть: ЕС vs ЕАЭС

«Газпром» сделал скидку для Болгарии на газ более чем на 40%. В  сюжете ОНТ сравнивает поставки газа в Беларусь и Болгарию. По подсчётам телеканала, София будет закупать газ по 125 долларов за 1000 куб. м, а Беларусь — за 127. Телеканал рассуждает над ситуацией и самостоятельно оценивает её: «Болгария, в отличие от Беларуси, с Россией не граничит, а значит, транзит газа туда обходится дороже. Если вычесть из этой цены транспортировку, то ситуация и вовсе выглядит как минимум странно в отношении ближайшего союзника Москвы». Через весь сюжет проходит манипулятивная оценочная позиция журналиста: ситуацию он называет странной, иронизирует, что «Газпром» расщедрился на беспрецедентную скидку. Из факторов, формирующих цену на газ, ОНТ называет только принадлежность государства к одному или другому союзу: Беларусь входит в Евразийский союз, ОДКБ и Союзное государство с Россией, а Болгария — в Евросоюзе и Москвы НАТО.  «Согласитесь — разница есть! Выходит, быть союзником не так уж и выгодно?», — апеллирует к публике и задаёт риторический вопрос журналист.

ОНТ демонстрирует отношение российского народа к происходящему цитатой политолога Николая Платошкина. Предваряя его комментарий, телеканал заявляет: «Благо сами россияне понимают всю абсурдность ситуации». Но Платошкин не говорил об отношении русского народа к цене на газ для Болгарии. Он рассказывает о дружбе с Беларусью, утверждает, что «Лукашенко нам родня», вспоминает общую военную историю: «Неужели с точки зрения цены на нефть или еще чего-то эта кровь, пролитая тогда, вообще ничего не значит?».

Журналист ссылается только на одного эксперта, чьё мнение схожее с позицией, которую он сам занимает. Это нарушение стандарта «Баланс мнений». Да и убеждение Платошкина нельзя проецировать на позицию всех россиян.

Не обращаясь к экспертам, ОНТ озвучивает причину, по которой Болгария получила скидку от России. «Дело в том, что на переговорах София поставила Москве ультиматум. Не снизит цену — вообще откажутся от российского газа». По словам министра энергетики Болгарии Теменужка Петкова, страна продолжает работу по диверсификации поставок и к концу года намерена получать 50% газа из новых источников. Reuters сообщает, что договорились «после того, как Газпром согласился привязать цену к таким бенчмаркам, как котировки на западноевропейских газовых хабах». Беларусcкий телеканал умолчал об этом. Он упростил ситуацию, самостоятельно интерпретировал факт о намерении Болгарии наполовину отказаться от российского газа, нарушил стандарты «Точность» и «Полнота информации».

 

Выводы

В марте СМИ чаще всего нарушали стандарты «Отделение мнений от фактов» — 35% (от общего числа исследуемых заметок) и «Достоверность» — 32%. У государственных телеканалов самые низкие баллы в марте (от 0 до 2) получили сюжеты о коронавирусе, поставках нефти в Беларусь и деятельности Лукашенко.

Некоторые СМИ нарушали стандарты «Достоверность» и «Отделение мнений от фактов» в новостях о коронавирусе чаще, чем в статьях на другие темы. «Белсат TV», освещая тему COVID-19, нарушал стандарт «Достоверность» чаще, чем в новостях на другие темы (на 26%). «СБ. Беларусь сегодня» — на 11%, ОНТ — на 13%. Реже стандарт «Достоверность» нарушали «Спутник Беларусь» (27%), СТВ (21%).

Стандарт «Отделение мнений от фактов» «Белсат TV» в новостях о коронавирусе нарушал тоже чаще, чем в остальных темах (на 12%). «СБ. Беларусь сегодня» — на 14%, «Спутник Беларусь» — на 10%. Также у газеты «СБ. Беларусь сегодня» пропаганда в новостях о коронавирусе увеличилась на 12%.

У остальных исследуемых СМИ в новостях о COVID-19 пропаганда и манипуляции зафиксированы реже, чем в новостях на другие темы. Средний балл также был выше в материалах о коронавирусе, чем в заметках на другие темы.

Зависимость нарушений стандартов от темы новости не было у СМИ с наиболее высокими баллами: Naviny.by, Euroradio. TUT.BY стандарт «Достоверность» чаще нарушал, освящая нефтяной вопрос, а «Наша Ніва» — COVID-19.

Самый высокий средний балл по результатам мониторинга в феврале у Naviny.by — 4,93. В топ-5 вошли Euroradio (4,87), TUT.BY (4,75), «Наша Ніва» (4,74), и «Спутник Беларусь» (4,56).

Наименьший балл по результатам мониторинга у телеканала ОНТ — 2,94.

Лидерами по пропаганде в марте стали ОНТ (в 71% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (59%) и СТВ (47%).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов».

Свободными от пропаганды и манипуляции в марте остались: Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва» и «Спутник Беларусь».

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в марте — Hrodna.life
Читать далее
Мониторинг
«Оскал Запада и откровенного вмешательства во внутренние дела»: как беларусские СМИ нарушали стандарты в марте
Читать далее
Мониторинг
Semi-annual report: July – December 2020
Читать далее
Мониторинг
Февраль — демонстрация успеха государства по всем фронтам. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Russia 1 journalist was a locomotive for promoting Lukashenka in Russian and Belarusian information space. Kremlin narratives in Belarusian media – January 2021
Читать далее
Мониторинг
«Крысы», «псы» и «существа» — всплеск дегуманизации в январе. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Наиля Аскер-заде как локомотив для Александра Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в январе 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Не допустили трагедии в национальном масштабе»: как национальные СМИ нарушали стандарты в феврале
Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда продолжила ужесточаться. Отчёт по манипуляциям за декабрь
Читать далее
Мониторинг
Russian media comply with the principle of balanced coverage, whilst Belarusian media remain loyal to Officialdom. Kremlin narratives in Belarusian media – December 2020
Редакции:
Беларусь 1
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.