«Представители оппозиции, ведомые зарубежными кураторами, вышли на тропу войны с собственным народом»: как национальные СМИ нарушали стандарты в ноябре

Поделиться:

«Представители оппозиции, ведомые зарубежными кураторами, вышли на тропу войны с собственным народом»: как национальные СМИ нарушали стандарты в ноябре

Государственные СМИ продолжают демонизировать протесты: по их версии, радикальные протестующие, среди которых граждане с психическими заболеваниями, готовы расстреливать мирных оппонентов власти, бить, крошить и довести ситуацию до жертв.  А вот силовики во время разгона акций ведут себя корректно. О пропагандистской стратегии госмедиа в материалах о протестах — в отчёте Media IQ.

О чём писали медиа в октябре

72% новостей негосударственных СМИ посвящено протестному движению и его последствиям: задержаниям участников акций, жестокости силовиков, насилию над протестующими. 27% новостей государственных СМИ посвящено массовым акциям против фальсификации выборов, это на 16% меньше, чем в октябре. Государственные медиа также уделяют внимание достижениям беларусской экономики, деятельности Лукашенко, диалоговым площадкам по обсуждению будущего Беларуси, подготовке к всебеларусскому народному собранию.

 

Обзор результатов

В ноябре лидером в рейтинге мониторинга на предмет соблюдения стандартов информационной журналистики стал портал Naviny.by (4.96). В топ вошли Euroradio (4.94), TUT.BY (4.92), «Наша Ніва» (4.88) и «Спутник Беларусь» (4.84).

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (2.77). Чуть лучше ситуация у «Беларусь 1» (2.68) и СТВ (3.57).

Лидерами по пропаганде в октябре стали «Беларусь 1» (в 79% от общего числа исследованных сообщений), ОНТ (76%) и СТВ (62%).

Государственные СМИ чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов (в 69% от всех исследуемых новостей), полноты информации (59%) и достоверности (26%). Государственные СМИ из 639 исследуемых сюжетов в 98% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики.

 

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о протестном движении в Беларуси

Государственные СМИ в 100% исследуемых новостей о митингах против фальсификации выборов в Беларуси нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики, в новостях на другие темы — в 94%.

Государственные СМИ в новостях о протестах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 88% сюжетов, полноты — в 86% и баланс мнений — в 49%. 72% новостей о протестном движении у госмедиа были в негативной тональности.

Нарушение стандартов отделения мнений от фактов и достоверности

Стратегия дискредитации оппонентов власти и продвижения пропагандистского нарратива о радикализации протестов во многом схожа с той, которую государственные СМИ использовали в октябре. Госмедиа продолжают демонизировать акции против фальсификации выборов, лишают их субъектности (по мнению госмедиа, четвертый месяц протесты происходят по требованию кураторов из-за границы), связывают их с террором и радикализмом. Государственные телеканалы и портал «СБ. Беларусь сегодня» продолжают транслировать пропагандистский нарратив октября: протесты теряют массовость, поэтому якобы радикализируются, они больше не мирные. Описывают акции в негативной тональности, создают им криминальный имидж: говорят о протестах в контексте многочисленных правонарушений, угроз, агрессии.

Радикализм и терроризм: «Сжигать автомобили, блокировать транспорт, переходить от слов к действиям»

«Беларусь 1», ОНТ, СТВ в новостях об акциях протеста нагнетают обстановку: сообщают о поджогах автомобилей, диверсиях на путях и дорогах, нападениях на силовиков и гражданских из-за политических разногласий, но не указывают место и дату происшествия, количество подобных правонарушений, их динамику. Таким образом госмедиа создают иллюзию большого количества постоянно повторяющихся схожих правонарушений. СМИ сгущают краски, нарушают стандарты, манипулируют мнением зрителей: утверждают, что от протестующих исходит угроза.

«Протестные акции в нашей стране постепенно сходят на нет, однако невооруженным глазом заметна их явная радикализация. Изъятых у «мирных демонстрантов» отверток, ножей, камней, дымовых шашек и коктейлей Молотова все больше», озвучивает своё мнение «СБ. Беларусь сегодня». Журналист не называет цифру, сколько было изъято дымовых шашек и коктейлей Молотова в какой-то предыдущий момент времени, который используется для сравнения, и сколько стало на момент написания материала. Это нарушения стандартов отделения мнений от фактов и достоверности. 

Именно протестные телеграм-каланы, по мнению госСМИ, принуждают оппонентов власти к агрессии и силовыми методам борьбы. «Беларусь 1» утверждает, что в них призывают «сжигать автомобили, блокировать транспорт, от угроз правоохранителям переходить к реальным действиям, а медикам не оказывать помощь силовикам», а дальше якобы последуют призывы убивать детей силовиков. Как и в прошлом месяце, такие утверждения госмедиа подтверждают скриншотами переписки в телеграм-каналах. На экране нет названия канала, времени, когда сообщение было написано, отсутствует контекст. Даже если бы эти данные и присутствовали, скриншоты переписки всё равно не считаются достоверными источниками информации для медиа. Все похожие сообщения СМИ квалифицируют как разработку плана действий, а не как разговоры и мнение отдельных пользователей чата. Позицию, которую высказывают анонимные пользователи неназванных чатов, телеканалы транслируют как настроение всего протестного сообщества. Это нарушение стандарта достоверности и запугивание.

Также госмедиа ссылаются на скриншоты из неназванных телеграм-каналов и утверждают, что среди протестующих раскол. Радикально настроенные противники власти якобы призывают к насилию над теми, кто выступает за мирный протест. «Знаете, что самое страшное в бандитских разборках? Внутренний раскол, когда глотку перегрызать они готовы и своим, и чужим. Здесь уже никакая мораль не поможет», заявляет СТВ. В качестве подтверждения приводит резко неодобрительные мнения нескольких участников чата о деятельности Координационного совета и Вадима Прокофьева и транслирует их как позицию всех, кто выступает против существующей власти. Журналист «СБ. Беларусь сегодня» и вовсе без ссылок утверждает, что «радикалы пишут, что даже сторонники власти честнее, чем мирные протестующие, которые якобы предали революцию. Наконец, венчает соревнование в остроумии однозначный вердикт: «Всех, кто поддерживает «мирный протест», — расстрелять!». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов, имитация баланса мнений и манипуляция мнением читателей. Государственные телеканалы используют скриншоты переписки, конструируют и продвигают скрытую информационную повестку: протесты радикализируются, а протестующие раскололись на мирных и на настроенных на силовые методы борьбы.

Портрет протестующих: националисты, анархисты, граждане с психическими отклонениями

Следующий способ дискредитации протестов – формирование стереотипа об участниках протестов и задержанных. По версии госСМИ, среди них радикалы, преступники, лица в состоянии алкогольного опьянения. Сконструированный миф коррелирует с содержанием цитируемых призывов из неназванных телеграм-каналов. Без ссылок на источники «СБ. Беларусь сегодня» рассказывает, что среди «профессиональных борцов с режимом» представители оппозиционных партий и движений, националисты и анархисты, члены фанатских движений, представители криминального мира «неоднократно судимые за хулиганство, разбойные нападения, хранение и продажу наркотиков». «СБ. Беларусь сегодня» транслирует стереотип об участниках массовых акций: протестующим как группе, приписывает общие негативные черты, которые, возможно, есть у отдельных представителей, но не присутствуют у всей группы. Это нарушение стандартов отделения мнений от фактов, достоверности и пропаганда: домыслы и «передержки». Журналист утверждает, что среди протестующих есть граждане с «психическими отклонениями, многие из них состоят на учёте в психиатрических лечебницах». Откуда у корреспондента сведения о криминальном прошлом протестующих, их взглядах – неизвестно, ведь информация об обращении за психиатрической помощью – врачебная тайна. Это догадки СМИ и высмеивание: все протестующие “больные”.

«Беларусь 1» так описывает собирательный образ большинства задержанных демонстрантов: «не раз привлекались к административной и уголовной ответственности, находились в состоянии алкогольного опьянения, вышли из-за любопытства». СТВ утверждает, что среди задержанных «участники неформального неонацистского движения, члены бойцовского клуба "Профессионал", а также радикальные футбольные фанаты». Ссылки на источник этой информации нет, что нарушает стандарт достоверности. Сайт 23. 34 на основе анкет, загруженных пострадавшими от репрессий, составил топ-10 сфер деятельности, в которых работают люди, задержанные во время протестов. Это информационные технологии, промышленность и производство, продажи.

«Замагароу», «пьяных дегенератов»: кого по версии госТВ можно бить?

Телеканалы легализуют насилие на основе сконструированного стереотипа о том, что протестующие преступники. ОНТ утверждает, что среди протестующих большая доля тех, «чья единственная цель – бить, крошить, возможно, довести ситуацию до жертв». Именно с ними, по версии телеканала, разбираются силовики, потому что с ними «не получается, да и не получится никогда работать уговорами». Далее телеканал оправдывает действия силовиков: «увы, иногда силу сметёт только ещё большая сила». ОНТ упоминает о применении силы против якобы радикальных протестующих, но мы не видим подробной информации о способах задержания и дальнейшем обращении с подозреваемыми. В материалах об акциях госСМИ не упоминают общее число задержанных во время воскресных маршей, количество административных и уголовных дел. «СБ. Беларусь сегодня» высказывает своё мнение: «если не остановить жесткими мерами в рамках закона радикальные проявления, будет захвачена власть в регионах». В своих материалах СМИ противоречит себе. Запугивает захватом власти в регионах, но не сообщает о протестной активности в городах Беларуси или о планах протестующих в Минске захватывать власть. Акции в столице характеризует  как «малочисленные» и «вялые». «СБ. Беларусь сегодня» умалчивает о целях протестов и транслирует догадки вместо фактов. Это нарушение стандарта полноты информации и пропаганда.

СТВ и «СБ. Беларусь сегодня» положительно оценивают действия силовиков, одобряют их. После разгона воскресного марша 22 ноября телеканал сообщает, что «наши милиционеры работали блестяще, и лучшим подарком столичному ОМОНу вчера стала полная и безоговорочная зачистка Минска в максимально короткий срок». «СБ. Беларусь сегодня» утверждает, что силовики работали корректно, «слишком назойливых, в основном дам, парни попросту отводили в сторону, чтобы случайно не задеть их, скажем, локтем». Это трансляция мнения государственных СМИ, фактов, поддерживающих оценочные утверждения, нет.

Телеканалы одобряют, когда к протестующим применяют силу не только силовики, но и обыкновенные граждане. Водитель BMW избил парня с национальным флагом, которой перекрывал движение. «Беларусь 1» водителя назвал «смелым беларусом, по-мужски объяснившем пьяному дегенерату с флагом, что не стоит перекрывать дороги». ОНТ заявляет, что водитель «кулаками пытался вразумить нетрезвого пешехода». Ссылки на информацию, что парень с флагом был нетрезвый, нет. СТВ также оправдывает насилие над оппонентами власти и даже угрожает протестующим: «Змагары уже нарвались на дедулю с шокером. Скоро нарвутся на женщину со скалкой, на фермера с вилами, на рабочего с монтировкой». Так, государственные телеканалы утверждают, что насилие со стороны беларусов, которые поддерживают власть, над протестующими это ожидаемо и нормально. 

О чём думают и чего хотят беларусы: версия госТВ

СТВ, «Беларусь 1», ОНТ  и «СБ. Беларусь сегодня» нарушают стандарты достоверности и точности и транслируют мнение якобы большинства беларусов, которые массово не поддерживают протесты. На фоне умолчания о количестве протестующих и задержанных, госСМИ конструируют свою версию: люди перестали выходить на акции, потому что «стали вчитываться и вслушиваться в то, что говорят невероятные «вожди» из-за границы». Позицию отдельных людей СМИ выдаёт за настроения всех беларусов. Это нарушение стандарта точности: телеканалы представляют мнение абстрактного большинства.

Государственные телеканалы продолжают умалчивать о причинах массовых акций протеста и требованиях их участников. Нарушают стандарт полноты информации и продвигают своё мнение: митинги направлены против мирного населения. Портал «СБ. Беларусь сегодня» заявляет, что «представители оппозиции, ведомые зарубежными кураторами, вышли на тропу войны с собственным народом». СТВ утверждает, что угрозы, терроризм и криминал направлены на «вас, ваших соседей, родных и друзей». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и пропаганда: госСМИ запугивают зрителей и персонифицируют мнимую угрозу, якобы исходящую от оппонентов власти.

Государственные телеканалы  нарушают стандарт точности, ссылаются на абстрактное большинство и утверждают, что «беларусы  хотят жить в стабильной и спокойной стране. А беспорядки и беспредел на улицах надоели». Это пропаганда: госСМИ стремятся убедить зрителей, что большинство протесты не поддерживают, но не приводят факты. В новостях о дворовых протестных активностях госмедиа сгущают краски и продвигают своё мнение. СТВ уверяет, что «Минск изгадили символикой коллаборантов. И не надо рассказывать, что это инициатива людей, что вдруг им так резко понравилась все это. Дворовые движухи и чатики – это часть политтехнологий цветной революции». Телеканал в нескольких сюжетах заявляет, что власть услышала беларусов, которые хотят жить спокойно, и вандализм взят под контроль: на первом месте люди и забота о них.  СТВ нарушает стандарт баланса мнения, не даёт слова людям, которые развешивают национальную символику во дворе.

Государственные телеканалы ассоциируют бело-красно-белый флаг исключительно с символами, «под которые в Великую Отечественную нацисты и полицаи расстреливали партизан, уничтожали мирное население». ОНТ, «Беларусь 1» и «СБ. Беларусь сегодня» считают, что протестующие используют его, потому что не знают историю. Государственные СМИ, говоря об истории бело-красно-белого флага, зацикливаются на одном пропагандистском нарративе: фашисты убивали под этим флагом беларусов. В качестве доказательства приводят архивную хронику и мнения провластных экспертов. Госмедиа трактуют историю флага с идеологически выгодной для себя позиции для достижения нужной цели. Приравнивание национального флага беларусов к нацистскому это фабрикация информации и подмена понятий. MediaIQ разбирался в этой теме с помощью кандидата исторических наук Вячеслава Носевича.

Как и в прошлом месяце, государственные СМИ противопоставляют уличные протесты и диалоговые площадки, участники которых обсуждают будущее Беларуси.  «Чем радикальнее призывы в чатах, тем небезопаснее чувствуют себя простые белорусы, которые выбирают формат диалога, но не уличные лозунги», – выдаёт своё мнение как факт ОНТ. Госмедиа противопоставляют и митинги сторонников и оппонентов Лукашенко. Так, «СБ. Беларусь сегодня» утверждает, что в автопробегах «За Беларусь!» участвуют настоящие патриоты, в них царит атмосфера единства, чувство локтя, искренность. Протестное сообщество СМИ описывает как разобщённое и угнетённое: «Уручье нехотя брели куда велено. Бчб-атрибутику стыдливо прятали». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и подмена понятий, инструмент пропаганды. Протестующих  задерживают с применением силы из-за флагов, и поэтому они их прячут, а вовсе не из-за стыда.

 

Нарушения стандартов информационной журналистики в новостях на другие темы

«Для Лукашенко главное — люди»

Государственные СМИ в ноябре нарушали стандарты отделения мнений от фактов и полноты информации в материалах о деятельности Лукашенко: его поездке на завод «Гомсельмаш»  и открытии БелАЭС в Островце.

20 ноября Лукашенко посетил завод «Гомсельмаш». СТВ, «Беларусь 1» и ОНТ подчёркивают его патерналистскую роль в создании и развитии завода, утверждают, что государство много в него вложило, подставляло плечо. Конкретная информация, объём финансовой помощи отсутствует. Экономическое развитие «Гомсельмаша» госСМИ оценивают позитивно. Из репортажа ОНТ узнаём, что «комбайны уходят буквально с колёс – ну, или с гусениц», а «нелёгкий труд оплачивается соответствующе». «Беларусь 1» сообщает, что «несмотря на пандемию, гомельский холдинг разгрузил склады, увеличил экспорт, покорил новые рынки». Конкретные цифры не звучат, это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.  ОНТ информирует, что новый генеральный директор сумел за полтора года уменьшить складские запасы более чем в три раза. Но этого недостаточно, чтобы зритель мог самостоятельно понять положение дел на заводе без оценочных суждений корреспондента.

«Сейчас за сутки в тираж выходит по 12 машин. До конца 2020 года заказчики ждут 300 комбайнов, а в будущем похожие объемы необходимы будут уже ежемесячно. Контракты уже заключены», рассказывает СТВ. Телеканал не сообщает, сколько денег приносят заводу выпущенные машины, на какую сумму заключены контракты, тираж 12 машин в сутки это много или мало для такого завода как «Гомсельмаш». Это нарушение стандарта полноты информации.

«Деньги – это не все, для Александра Лукашенко все же главное – люди», уверяет своих зрителей СТВ.  «Беларусь 1», ОНТ и СТВ в сюжетах о визите Лукашенко на «Гомсельмаш» подчеркнули, что приватизации не будет. «Если бы мятеж в августе удался, к ноябрю 90-летний «Гомсельмаш» или продали, или обанкротили. Приватизация – это фетиш так называемой несостоявшейся новой Беларуси», высказывает догадки СТВ. Процедура приватизации не подразумевает банкротство экономически успешного завода (именно таким его описывает госТВ), продажа завода не означает, что показатели упадут. Это пропаганда, против приватизации государственные телеканалы выступали также в  июле. Телеканал «Беларусь 1» описывает коллектив завода как лояльных к Лукашенко людей. Журналист утверждает, что «после приезда президента о судьбе гиганта-кормильца они уже не волнуются». СМИ выдаёт мнение нескольких человек, чьи голоса звучат в сюжете, как позицию всех заводчан. Это нарушение стандарта достоверности и манипуляция.

Похожим образом государственные телеканалы нарушали стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов в новостях о запуске БелАЭС. ОНТ утверждает, что «с субботы, когда её открыл Президент, станция уже сэкономила для страны около миллиона долларов, которые пошли бы на покупку газа». Телеканал не приводит факты, которые подтверждали бы сокращение покупки российского газа. Далее звучит, что станция позволит обеспечить собственную энергетическую независимость, упрочит нашу экономику, а Беларусь теперь в сообществе сильных и уверенных в себе государств. «СБ. Беларусь сегодня» зарплату сотрудников станции называет достойной. О самой БелАЭС госСМИ говорят как о подарке. Медиа не сообщают статистику об экономической эффективности станции, сроки, когда окупится ее строительство. Телеканалы умалчивают о российском кредите на строительство БелАЭС, его  размере, нет информации о том, как будут утилизироваться атомные отходы, сколько это будет стоить. Это нарушение стандарта полноты информации и манипуляция.

 

Выводы

В ноябре государственные медиа чаще нарушали стандарты журналистики и использовали пропаганду в материалах о массовых акциях протеста. В 100% новостей на эту тему был нарушен хотя бы один стандарт.

Стратегия дискредитации оппонентов власти и продвижение пропагандистского нарратива о радикализации протестов во многом схожа с той, которую государственные СМИ использовали в октябре. Государственные медиа продвигают скрытую информационную повестку: ссылаются на скриншоты агрессивных сообщений в неназванных телеграм-каналах и утверждают, что протесты радикализируются, а оппоненты власти призывают к насилию. Мнение отдельных участников чата подаётся как настроение всего протестного сообщества.

Госмедиа навешивают ярлыки на участников массовых акций и задержанных протестующих. Нарушают стандарт достоверности и полноты информации и утверждают, что среди протестующих много ранее судимых, людей в состоянии алкогольного опьянения, футбольных фанатов.

Таким образом, нарушая стандарты информационной журналистики и используя пропаганду, государственные СМИ создают искажённую картину. По мнению госмедиа, среди протестующих маргиналы с криминальным прошлым, которые призывают к активным грубым правонарушениям с возможными жертвами. Выступают протестующие якобы против своего же народа, мирного населения, власти задерживают таких людей и применяют  к ним силу, что выглядит оправдано.

Государственные СМИ о протестующих, то есть  «чужих», говорят в негативной тональности, высмеивают, оправдывают насилие над ними, называют их флаг нацистским.  О  «своих» (тех, кто поддерживает власть) рассказывают в позитивной тональности, одобряют действия силовиков, которые разгоняют  акции с применением насилия, и всех тех, кто не поддерживает оппонентов власти. Это контраст, инструмент пропаганды.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда переключилась с мобилизации сторонников на закрепление достигнутого. Отчёт по манипуляциям за ноябрь
Читать далее
Мониторинг
Уехавшие лидеры оппозиции vs ВНС: как национальные СМИ нарушали стандарты в январе
Читать далее
Мониторинг
Беларусский агитпроп начинает использовать постоянных российских союзников. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в ноябре
Читать далее
Мониторинг
Антизападная риторика, спекуляция на теме Второй мировой войны, мнимая военная угроза: как национальные СМИ нарушали стандарты в декабре
Читать далее
Мониторинг
Путин впервые сделал обращение к беларусской оппозиции. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в октябре
Читать далее
Мониторинг
Дискредитация протестующих переросла в жёсткий язык вражды. Отчёт по манипуляциям за октябрь
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в ноябре — Hrodna.life и «Інфа-Кур’ер»
Читать далее
Мониторинг
Российские эксперты перестали бояться, что Лукашенко сбежит, как Янукович. Прокремлевские нарративы в беларусских медиа в сентябре
Читать далее
Мониторинг
«Мамкины „змагары“» против «гражданской позиции взрослого человека». Отчёт по манипуляциям за сентябрь
Читать далее
Мониторинг
«Шабаш и Вальпургиева ночь на улицах Минска»: как национальные СМИ нарушали стандарты в октябре
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.