«Популярности Лукашенко завидуют политики». Как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле

Поделиться:

«Популярности Лукашенко завидуют политики». Как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле

Государственные телеканалы продолжают информационную борьбу против карантина: жёсткие противоэпидемиологические меры могут угрожать независимости Беларуси. 

Что мониторили

В ежемесячном отчёте «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» анализируются данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. Рейтинг нарушений показывает, кто меньше/больше нарушал стандарты в течение месяца. Рейтинг манипуляций и пропаганды — кто и как часто использовал приёмы манипуляций и пропаганды в исследованных новостях. В отчёте мы разбираем и кейсы этих нарушений.

Новости мониторятся каждый будний день (с методикой отбора новостей можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят на выходных, поэтому субботние и воскресные ТВ-выпуски тоже включаются в мониторинг.

 

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в апреле у Naviny.by — 4,96. В топ-5 вошли Euroradio (4,86), «Спутник Беларусь» (4,86). TUT.BY (4,84) и «Наша Ніва» (4,79). 

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (3,14). За ним следуют СТВ (3,38) и «Беларусь 1» (3,47).

Лидерами по пропаганде в апреле стали ОНТ (в 75% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (57%) и СТВ (47%).

Свободными от пропаганды и манипуляции в апреле остались Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва».

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов». ОНТ нарушил этот стандарт в 87% исследуемых сюжетов, «Беларусь 1» — в 71%, СТВ — в 66%.

 

О чём писали медиа в апреле

Ведущая тема в СМИ в апреле — COVID-19. 69% от общего количества исследуемых новостей посвящены коронавирусу и сопровождающим его новостям. 

Медиа также писали о посевной, поставках нефти в Беларусь, стимулах для роста электропотребления, лесных пожарах и деятельности Лукашенко. 

 

Как СМИ освещали коронавирус

Среди всех исследованных новостей по теме коронавируса нарушение хотя бы одного стандарта было отмечено в 95% заметок у государственных медиа и в 30% у негосударственных.

Тема коронавируса практически не повлияла на то, как часто государственные СМИ нарушали стандарты информационной журналистики — среди заметок на другие темы хотя бы один стандарт был нарушен в 94% исследованных новостей.

Государственные телеканалы и газета «СБ. Беларусь сегодня» нарушили стандарт достоверности в 39% новостей о коронавирусе, стандарт отделения мнений от фактов — в 72%, полноты информации — в 33%. 

Государственные СМИ нарушали стандарт достоверности на 10% реже в новостях о коронавирусе, чем в заметках на другие темы. «Беларусь 1» — на 13%, «СБ.Беларусь сегодня» — на 6%, СТВ — на 22%. Эти медиа ссылались на источники информации чаще, чем в новостях на другие темы. ОНТ же, наоборот, нарушал стандарт достоверности на 10% чаще.

Стандарт отделения мнений от фактов госмедиа нарушали на 8% чаще в новостях о коронавирусе, чем в материалах на другие темы. Журналисты этих СМИ своими словами повторяли оценки президента относительно COVID-19, выдавали его мнение за факт.

27% новостей о коронавирусе у госмедиа были в позитивной тональности, 72% — в нейтральной. 

В других темах позитивная тональность встречалась в 19% новостей, нейтральная — в 80%. 

Телеканал СТВ нарушал стандарт отделения мнений от фактов на 17% чаще, «СБ. Беларусь сегодня» — на 9%, «Беларусь 1» и ОНТ — на 1%. 

Пропаганда и манипуляции у госмедиа были зафиксированы в 57% новостей, что на 12% больше, чем в новостях на другие темы: чаще у телеканалов «Беларусь 1» — на 8%, СТВ — на 21%, у газеты «СБ. Беларусь сегодня» — на 6% . У ОНТ — на 2% реже.

У негосударственных СМИ пропаганда и манипуляции в исследуемых новостях о коронавирусе зафиксированы только у телеканала «Белсат TV». 

 

Обзор кейсов государственных медиа о коронавирусе

 
«Эксперимент над людьми»

Несмотря на то, что государственные телеканалы признали угрозу коронавируса, они продолжают выступать против карантина: медиа фабрикуют ситуацию в Европе и говорят о ней в негативной тональности.

Относительно ввода карантина ОНТ придерживается позиции Лукашенко и перефразирует его заявление: «У нас тут разглагольствуют вокруг: карантин, комендантский час и прочее. Слушайте, это проще всего, это мы сделаем в течение суток, но жрать что будем?». В своей версии ОНТ также не отрицает возможность ввода карантина и ставит его эффективность под сомнение. «Безусловно, в Беларуси с её жесткой вертикалью власти в считанные часы можно ввести хоть карантин, хоть комендантский час, хоть всеобщие каникулы».

Это утверждение не информирует, а стремится успокоить зрителя: карантин не нужен, но если будет нужен, то введём.  

Далее телеканал задаёт риторические вопросы и абсолютизирует информацию. «Но будет ли от этого эффект? Не вызовет ли отмена ограничений еще большую, отложенную волну заболеваний? Пока ни одна страна не нашла однозначного ответа на эти вопросы». Телеканал уверяет, что нет однозначной оценки карантинных мер. Тем не менее,  есть исследования, доказывающие необходимость жёстких ограничительных мер для сохранения здоровья населения. Эффективность такого сценария подтвердила группа эпидемиологов из  Имперского колледжа в Лондоне. 

ОНТ, как и другие СМИ, не объясняют, что такое карантин. Медиа по умолчанию вкладывают в это понятие полное прекращение экономической активности, lock-down. Это подмена понятий. В беларусском законодательстве под карантином понимают комплекс административных и санитарно-противоэпидемиологических мер, направленных на предотвращение распространения инфекции.

«Беларусь 1» и СТВ карантин называет экспериментом над людьми.

«На карантине сыт не будешь»

8 апреля на телеканалах СТВОНТ и «Беларусь 1» вышли сюжеты про грядущее смягчение карантина в Германии, Чехии, Дании и Испании. 

«Беларусь 1» среди причин называет слишком сильный удар по экономике и недовольство людей карантином. «Во Франции, как и в Италии, за последние сутки погибли более 600 человек. В Испании за 24 часа вирус унес 743 жизни. Но, несмотря на это, Европа снимает барьеры», — рассказывает «Беларусь 1». Франция к 8 апреля еще не планировала ослаблять меры, а в Италии только с 13 апреля открылись лишь некоторые магазины. Это неясно из информации телеканала — нарушен стандарт точности.

СТВ называет причины ослабления карантинных мер. Со ссылкой на неназванные правозащитные организации, телеканал говорит о росте уровня домашнего насилия. «На карантине сыт не будешь. Это поняли пускай пока не все, но многие». Кто именно это понял, мы не узнаем. «Из полной изоляции особо бдительные потихоньку начинают выбираться и возвращаться к жизни. Почему? Все просто: сели — подсчитали, денег бюджетных все меньше и меньше, а народного недовольства все больше и больше».

«Беларусь 1», СТВ и ОНТ не дают ссылку на источник информации о смягчении противоэпидемиологических мер в некоторых странах Европы. Государственные телеканалы умалчивают, что одни послабления начнут вступать в силу с 14, а другие с 27 апреля. 

Государственные телеканалы не говорят, какие противоэпидемиологические меры сохранили страны, которые планируют ослабить карантин, исходя из каких медицинских заключений они это сделали, как изменился уровень смертности и количество новых выявленных случаев. Это нарушения стандарта полноты информации. Зритель не может оценить масштаб послаблений, потому что не знает всех ограничений, которые действовали до этого.

В другом сюжете СТВ делит мир на два лагеря, создаёт контраст и использует оценочные суждения. «В первом те, кто борются с вирусом методом карантина, тотальных запретов и закрытий границ — шоковых для населения и экономик мер. Во втором те, кто выбрал другой путь — разумных и поступательных мер по сдерживанию распространения. Это Швеция, Беларусь и Южная Корея». СТВ ставит в один ряд противоэпидемиологические меры, которые были приняты в Беларуси, Швеции и Южной Корее. Но это не так. Телеканал не рассказывает, какие именно ограничения действовали в этих странах. Это нарушение стандарта полноты информации.

Были ли вопросы о коронавирусе?

26 апреля с рабочим визитом Лукашенко посетил Наровлянский район. Государственные телеканалы делают акцент на возрождении и развитии земель, пострадавших от Чернобыльской аварии.

«Причём с сожалением приходится замечать, что зачастую, чем лучше мы действуем, тем яростнее это давление (информационное давление.— Media IQ). Возможно, пора это использовать как своего рода индикатор, как стрелку компаса — значит верно идём. Получается так?», — раздаёт манипулятивные оценки и догадки ОНТ. 

СТВОНТ и «Беларусь 1» рассказывают о потенциальных видах деятельности в пострадавших от Чернобыльской аварии районах. Журналисты утверждают, что, к примеру, рыба и мёд здесь чистые. Ни один телеканал не приводит экспертное мнение или исследование, не объясняет, почему именно эти виды деятельности безопасны, не приводит цифры уровня загрязнения радиацией. Это нарушение стандарта полноты информации и манипуляция.

Сюжеты телеканалов ОНТ и «Беларусь 1» о поездке Лукашенко в Наровлянский район противоречат друг другу. ОНТ сообщает, что во время встречи никто не спросил про коронавирус. «Хороший ведь знак, раз уж есть не менее важные задачи», — звучит оценочное суждение телеканала. «Беларусь 1» даёт свою характеристику. «Интересовала людей и пандемия. Хотя было заметно: здесь, вдали от мегаполисов, говорят об этом без надрыва и ажиотажа. Спокойно и по-житейски мудро». Всё это — нарушение стандарта отделения мнений от фактов. Один из телеканалов нарушает и стандарт точности. Кто — ОНТ или «Беларусь 1» — зависит от того, звучал или нет вопрос о коронавирусе. Зритель этого так и не узнал.

Убедиться в эффективности сделанных шагов

8-11 апреля специальная миссия ВОЗ оценивала принятые в Беларуси противоэпидемиологические меры. 11 апреля на брифинге озвучили итоги. 

5 апреля, ещё до приезда миссии ВОЗ, телеканал «Беларусь 1» предсказывает заключение специалистов: «Беспристрастный взгляд со стороны позволит лишний раз убедиться в эффективности сделанных шагов! Власть дорожит доверием людей!». Такая экспрессивная оценка — манипуляция.

Государственные телеканалы, освещая итоги миссии ВОЗ в Беларуси, сделали акцент в основном на положительные оценки уже реализованных противоэпидемиологических мер. Меньше внимания уделили рекомендациям специалистов о необходимости новых ограничений. Ещё меньше говорили о рекомендации об отмене культурных и спортивных массовых мероприятий. 

Только через неделю об этом  упоминает ОНТ. 

До этого упоминания ОНТ в посвещённом итогами миссии сюжете расставляет акценты так: «Они (принятые меры. — Media IQ) адекватны ситуации и более жесткий карантин пока не нужен». Телеканал выдернул фразу из контекста и умолчал о том, что глава миссии Всемирной организации здравоохранения Патрик О’Коннор уточнил: требуются дополнительные меры по физическому дистанцированию. «Из наших рекомендаций вытекает, что в дополнении к тем усилиям, которые уже предпринималась, дополнительные меры по обеспечению физического дистанцирования, то есть это не обязательно карантин или комендантский час», — так полностью звучит высказывание эксперта.

Позже в сюжетах на другие темы государственные телеканалы упоминали лишь положительные оценки ВОЗ принятых в Беларуси мер и не уточнили, что ограничения необходимо усилить. Например, ОНТ 26 апреля заявляет«Наши меры, действительно, эффективны. Они работают. Вот и ВОЗ это подтверждает. А значит ни к чему экспериментировать на этом пути». Создаётся впечатление, что дополнительные меры не требуются. Медиа оценку миссии ВОЗ называет «ответом всем диванным критикам».

Схожее манипулятивное утверждение формулирует и СТВ«Мы давно выработали свою тактику — точечную. И пусть её кто-то осуждает, кто-то с ней не соглашается, ставит под сомнение — ВОЗ её поддержал. Будем спорить с экспертами? Вряд ли».

Глава миссии ВОЗ на брифинге сказал: «Сейчас самое время готовиться к худшим сценариям: активировать экстренные планы, для того, чтобы у учреждений здравоохранения были ресурсы и возможности для обучения и защиты персонала. Сейчас настало время укреплять взаимодействие всего правительства со всем обществом. Напоминаю, это забег на долгую дистанцию, а не спринт. Нам нужно быть готовыми к тому, чтобы продолжать внедрять и поддерживать меры по мере эволюции ситуации на протяжении 12-18 месяцев».

ОНТ пренебрегает тем, что специалист объяснил, что значит готовиться к худшему, и самостоятельно интерпретировал его слова: «Но прозвучало и такое: Беларуси стоит подготовиться к худшему. Разъясним, как это понимать правильно: худший вариант развития событий сейчас не исключён ни для кого в Европе (а Беларусь европейская страна), и никто до сих пор не знает, как поведёт себя коронавирус. Поэтому готовиться, на всякий случай, надо не только Беларуси, а всем. Зайдите на официальный сайт ВОЗ и прочтите рекомендации для населения, попутно обозначьте глаголы повелительного наклонения: мойте, соблюдайте, не трогайте, как можно быстрее обращайтесь, следите. Всё это и есть подготовка к возможному худшему варианту. Но которого может и не быть».

Только ОНТ и то, используя манипуляцию, упоминает фразу главы миссии ВОЗ о времени готовиться к худшим сценариям. 

СТВ и «Беларусь 1» её не приводят, а TUT.BY и Naviny.by выносят фразу в заголовок в материалах о брифинге.

 

Как негосударственные СМИ освещали коронавирус

Негосударственные медиа нарушали стандарты информационной журналистики в новостях о коронавирусе чаще, чем в других темах. В 70% исследуемых новостей о коронавирусе не зафиксировано ни одного нарушения, а в заметках на другие темы — в 79%.

Негосударственные СМИ в среднем нарушали стандарт достоверности в 14% исследуемых новостей о коронавирусе, стандарт отделения мнений от фактов — в 13%.  

Заметки с признаками пропаганды и манипуляции в новостях негосударственных СМИ о коронавирусе встречались только у телеканала «Белсат TV».

Стандарт достоверности негосударственные СМИ в новостях о коронавирусе нарушали практически так же, как и в новостях на другие темы (разница менее 1%).

Телеканал «Белсат TV» нарушал стандарт достоверности на 13% реже, чем в материалах на другие темы, «Наша Ніва» — на 4%, «Спутник Беларусь» — на 12%, TUT. BY — на 11%. Euroradio — на 5% чаще, Naviny.by — на 3%. 

Стандарт отделения мнений от фактов негосударственные СМИ в новостях о коронавирусе нарушали на 7% чаще, чем в заметках на другие темы. TUT.BY нарушал этот стандарт на 4% чаще, «Наша Ніва» — на 6%, Euroradio и Naviny.by — на 1%. «Белсат TV» нарушил стандарт на 5% реже, «Спутник Беларусь » — на 1%.

В одном из сюжетов «Белсат TV» рассказывает о ситуации с COVID-19 в Беларуси. В сюжете появляется видео с YouTube-канала Basta. В нём анонимный витебский врач, чьё лицо зритель не видит, рассказывает, что в городе не хватает медиков, тестов для выявления заболевания и палат для размещения пациентов с коронавирусом.

«У нас напалову ваеннае становішча. Увесь горад забіты пнеўманіяй. Гэта не звычайная сітуацыя, каб практолаг лекаваў пульманалагічных хворых. Гэта нармальна? Не, але такая сітуацыя ўзнікла. Дактароў няма, заўтра прыйдзе яшчэ адзін лекар, але ён таксама практолаг», — говорит анонимный доктор.

Основываясь на мнении единственного анонимного источника, телеканал обобщает ситуацию в Витебске на всю Беларусь и утверждает, что «рэсурсаў айчынным шпіталям і праўда не стае»

 

Обзор кейсов по другим темам

Государственные СМИ о решениях и действиях Лукашенко и правительства пишут в положительной тональности. Это касается борьбы с коронавирусом, рабочих поездок, принятых постановлений (например, указ № 143 «О поддержке экономики»), освещения отношений с ЕАЭС и Россией. «Работает президент — работает вся страна», — утверждает телеканал «Беларусь 1». 

Госмедиа продолжают противопоставлять беларусского президента мировым лидерам, хвалить его личные качества, заявляют, что его популярности завидуют многие. А еще создают ложную дилемму: карантин может угрожать независимости Беларуси. 

Знающие люди говорят

В апреле президент Беларуси Александр Лукашенко совершил две рабочие поездки на завод «Нёман» в Березовку и в Наровлянский район.

ОНТ в сюжете про визит Лукашенко в Наровлянский район допускает наиболее типичные нарушения: ссылается на неназванный обобщённый источник, даёт оценки, выдаёт своё мнение как факт. О состоянии дел на заводе мы узнаём из обобщенного источника «знающие люди» («При этом знающие люди говорят: что касается производства <...>, то всё в Берёзовке неплохо»). Это нарушение стандарта достоверности. 

В том же сюжете телеканал оценивает действия Лукашенко и противопоставляет его другим политикам. «Пока мировые политики стараются избегать общения, а народ остро чувствует вот такое разделение между собой и сильными мира сего, беларусский президент едет на предприятие, общается с коллективом». ОНТ создаёт ложную дилемму. Мировые политики тоже общаются, выступают с телеобращаниями, на онлайн пресс-конференциях, через социальные сети,  используют другие безопасные во время пандемии способы. 

Лукашенко пообещал поддержать строительство нового цеха по производству стекловаты при заводе. «Удивительно, но факт. Пока мировая экономика пребывает в замешательстве, стеклозавод „Неман“ получит новую жизнь», — усиливает контраст ОНТ и разделяет мир на «своих» и «чужих». В этом же сюжете телеканал рассказывает, что указом президента заводу спишут долги за 20 лет. Но несмотря на это, медиа противопоставляет ситуацию на «Нёмане» мировой экономике.

Миллионы солидарных с Лукашенко

ОНТ в сюжете о совещании у президента, на котором обсуждали меры поддержки экономики, подчёркивает, что Беларусь не останавливает производства, не закрывает ни людей, ни бизнес, есть возможность и работать, и зарабатывать. Далее рассказывает, что ослабленная из-за противоэпидемиологических мер экономика становится причиной угрозы независимости. Со ссылкой на неназванных мировых экспертов телеканал рассуждает о возможном переделе мирового порядка. «Ведь кто оправился раньше и с меньшими потерями, вероятно, захочет укрепить свои позиции. За счет более слабых». Это манипулятивное утверждение: Беларусь не останавливает производство в период пандемии, чтобы не ставить под угрозу независимость.

Медиа рассказывает, что за финансовой помощью поступят сопровождающие условия: ограничения, гарантии послушания и утрата свободы и независимости. Но для Беларуси такой сценарий исключён, уверен телеканал. Так ОНТ конструирует манипулятивное суждение: не ссылается ни на экспертов, ни на конкретные случаи или аргументы, подтверждающие вероятность угрозы, выдаёт своё мнение как факт. Такой нарратив ещё раз подчеркивает, что Беларусь принимает верные меры в борьбе с коронавирусом.

Кроме вероятной угрозы независимости, ОНТ рассказывает и о давлении на беларусскую власть. Телеканал сообщает, что «на всех участников совещания сейчас приходится колоссальное давление. Особенно на президента — по сути всю ответственность он взял на себя». (ответственность за противоэпидемиологические меры.— Media IQ). От кого исходит давление и как оно выражается, журналист не сообщает. Это нарушение стандарта полноты информации. 

СТВ в новостных сюжетах положительно оценивает не только противоэпидемиологические меры, но и личность Лукашенко. 

Сюжеты СТВ про поездку Лукашенко в Смолевичский район, а также его интервью телеканалу «Мир» на YouTube канале Столичного телевидения за неделю набрали более миллиона просмотров. «Популярности Александра Лукашенко, наверняка, завидуют многие политики. Его хвалят, обсуждают, цитируют, где-то и критикуют — всем не угодишь», — создаёт президенту медийный образ телеканал. «И пока его коллеги — Науседа глазами и ушами не только в своей стране, с неутешающими заявлениями показывается Трамп или же Макрон весь на нервах. Так вот, в это время беларусский лидер излишние эмоции не показывает. Это заметили многие». Кто именно это заметил, кроме СТВ, непонятно. Телеканал характеризует действия других политиков, противопоставляет их президенту Беларуси. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и манипуляция.

На основании количества просмотров сюжета на YouTube канале СТВ делает вывод, что миллионы солидарны с Лукашенко. «Одни попросят добавить к интервью английские субтитры, мол, это должен понимать весь мир, другие отметят толковую речь президента. А это как раз про солидарность миллионов, судя по просмотрам, с Александром Лукашенко». Но количество просмотров ничего не говорит о позиции зрителей.

Угроза независимости от «хлопчатобумажных телеграмм-каналов»

Некоторые российские медиа выпустили материалы про эпидемиологическую обстановку в Беларуси. Телеканал «Беларусь 1» посвятил информационной атаке России на Беларусь сюжет, но в нём не дал никакой конкретной информации. Мы не узнаем, в чём суть этих сообщений, от каких СМИ и телеграмм-каналов они исходят.

Зато телеканал создаёт конспирологические теории со ссылкой на «злые языки», которые говорят, что «наезд заказало некое высокое „тайное вече“ в Москве». Журналист строит собственное предположение, почему из российских СМИ поступают такие сообщения. «Мол, да, погорячились: границы закрыли, союзную экономику подорвали. Но это не от головотяпства, а из добрых побуждений. У них же там в Беларуси ужас, вот мы и отгородились. Ужаса у нас не случилось, тогда его просто придумали в СМИ».

«Беларусь 1» выдвигает и ещё одну конспирологическую теорию. «Отдельным господам и товарищам очень хочется, чтобы в Беларуси был не просто апокалипсис, а, чтобы мы все осознали, раскаялись и отдали суверенитет одной из башен Кремля: либеральной или имперской. Сдали за помощь, которую нам же и навязывают». Из сказанного непонятно, какую именно помощь нам навязывают, существует ли действительно угроза независимости и насколько она реальная. Это нарушения стандарта полноты информации.

Замалчивание информации на этом не заканчивается. «Может, еще и поэтому отдельные „хлопчатобумажные“ каналы на нас обижаются. Что мы их помойками считаем. А как иначе? Мы ведь знаем модератора. Знаем, что публичная его позиция от анонимной отличается, как насморк от бубонной чумы». О ком здесь идёт речь, неизвестно. 

У журналиста уже готов собственный «план» по захвату Россией Беларуси. «Сначала операция „Отчаяние“: в Беларуси якобы ад кромешный. Следом операция „Принуждение к помощи“: возьмут, никуда не денутся. А на финал операция „Поглощение“ — аншлюс вместо равноправного союза». На этом фоне телеканал противопоставляет Беларусь и Россию. «Это же мы, а не соседи независимую миссию ВОЗ пригласили. Это мы, а не Москва полностью открылись международному наблюдению. И скрывать нам нечего».

Заканчивается сюжет позитивными, по мнению «Беларусь 1», новостями: с журналистами из Российского союза журналистов планируется онлайн-конференция о фейках и их носителях. Значит, сотрудничество и дружба продолжаются. 

 

Выводы

В апреле СМИ чаще всего нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 37% от общего числа исследуемых заметок — и достоверности — в 27%. У государственных телеканалов самые низкие баллы в апреле (1-2) получили сюжеты о коронавирусе, стимулах для роста электропотребления и деятельности Лукашенко.

Государственные СМИ чаще нарушали стандарты журналистики и чаще использовали пропаганду в новостях о коронавирусе, чем негосударственные медиа. У государственных СМИ в 95% исследуемых новостей, посвященных коронавирусу, был нарушен хотя бы один стандарт, а у негосударственных — в 30%. Пропаганда и манипуляции в новостях о COVID-19 зафиксированы в 57%, тогда как у негосударственных СМИ в 4%. 

Пропаганда в новостях о коронавирусе в сравнении с новостями по другим темами зафиксирована чаще у телеканалов «Беларусь 1» — на 9% и СТВ — на 21%. У «СБ. Беларусь сегодня» и телеканала «Белсат TV» — на 6%. 

У остальных СМИ в исследуемых новостях о COVID-19 пропаганды, манипуляций и нарушений стандартов журналистики зафиксировано меньше, чем в новостях на другие темы. Средний балл у них был выше в исследуемых материалах о коронавирусе. 

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в апреле у Naviny.by — 4,96. В топ-5 вошли Euroradio (4,86), «Спутник Беларусь» (4,86). TUT.BY (4,84) и «Наша Ніва» (4,79). 

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (3,14). За ним следуют СТВ (3,38) и «Беларусь 1» (3,47).

Лидерами по пропаганде в апреле стали ОНТ (в 75% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (57%) и СТВ (47%).

Марина Елистратова

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Выборы: СМИ сфокусировались на фаворитах гонки
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ в июне не исключали поражение Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшая по стандартам в июне — «Рэгіянальная газета»
Читать далее
Мониторинг
«Самый сложный в истории независимой Беларуси год». Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне
Читать далее
Мониторинг
Коронавирус затронул выборы и беларусско-российские отношения. Отчет по пропаганде и манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Выборы: Лукашенко обошел в июне по цитируемости «кандидатов надежды»
Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ на треть увеличили количество материалов о Беларуси в мае. Отчёт о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
«Блеф, само-пиар, уличные провокации». Как национальные СМИ нарушали стандарты в мае
Читать далее
Мониторинг
Выборы: по цитируемости «кандидаты надежды» обошли в мае Александра Лукашенко
Читать далее
Мониторинг
«Президент напомнил. И не говорите потом, что не слышали». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в апреле
Редакции:
Беларусь 1
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.