ОНТ нарушил стандарт отделения мнений от фактов во всех сюжетах 

Поделиться:

ОНТ нарушил стандарт отделения мнений от фактов во всех сюжетах 

В повестку дня беларусских медиа в ноябре попали визит президента Беларуси в Австрию и критика им «западных» ценностей, парламентские выборы, а также подготовка к беларусско-российскому саммиту, результатом которого анонсировалась углубленная интеграция в рамках Союзного государства.

 

С 11 по 17 ноября свободными от прямой пропаганды и манипуляций оказались десять изданий (на три меньше, чем в октябре): TUT.BY, Onliner, БелТА, БелаПАН, «КП Беларусь», Euroradio, «Наш Гомель», «Могилевские ведомости», «Вечерний Брест» и The Village Беларусь.

 

 

В топ-10 изданий, которые ближе всего приблизились к оценке «отлично», вошли БелаПАН, Euroradio, БелТА, «Наша Ніва», TUT.BY, «Наш Гомель», «Могилевские ведомости» и The Village Беларусь.

 

 

Впервые за всё время исследования мониторинг зафиксировал полное несоблюдение стандарта во всех публикациях одного СМИ. Речь идёт о телеканале ОНТ и стандарте «Отделение мнений от фактов».

 

 

Разбор кейсов

 

Когда эффект присутствия имитируется

В материале Euroradio от 16 ноября «У сталоўку Ліцэя БДУ перад выбарамі завезлі піва, гарэлку і каньяк» редакция возвращается к своему прежнему креативу: «Паўтара гады таму, у дзень выбараў у мясцовыя Саветы дэпутатаў Еўрарадыё правяло „барную мілю“ — наш журналіст легальна выпіў у буфетах на шасці розных выбарчых участках, размешчаных у школах і дзяржаўных установах». Это был репортаж, причём автор нетривиально продемонстрировал эффект присутствия.

Но в новом материале есть только новость, а эффект присутствия имитируется за счёт размышлений и умозаключений автора: «Уявіць спіртныя напоі ў мясцовай сталоўцы, дзе бывае шмат непаўналетніх, даволі цяжка. Але яны там ёсць».

Журналист помещает факт в негативный контекст: «Прагаласаваць тут сёння яшчэ нельга, ён (выбарчы участак. — Media IQ) адкрыецца заўтра ў 8 раніцы. Але для таго, каб выпіць, усё ўжо гатова». Создается впечатление, что противопоставляется невозможность проголосовать и возможность выпить, но на самом деле и то, и другое на момент выхода материала было делом будущего и должно было проходить одновременно.

В новостных жанрах журналист редко может высказывать эмоции, оценивать факты. В истории с предвыборным алкоголем оценки и эмоции можно было бы дать за счёт уличного опроса. Не все родители считают опасным то, что старшеклассники видят на прилавке бутылки, но обычно удивляются, что алкоголь продают в школьном буфете. Для журналиста важно не подсказывать в тексте, какие эмоции должен испытывать читатель/слушатель, а давать возможность находящимся в фокусе материала людям выражать собственные эмоции. Кроме того, и при уличном опросе также нужно думать о соблюдении баланса мнений.

 

Румас наполовину полон интеграционного оптимизма

В материале Sputnik Беларусь от 13 ноября «Румас: дорожные карты с Россией по нефти и газу еще не согласованы» больше всего нарушений связано с отсутствием отделения мнения журналистов от фактов, автор щедро делится своими оценочными суждениями. И это сделано интересно: сам текст редакционного материала в основном написан по новостным стандартам, но в качестве составной части текста выступает виджет телеграм-канала Sputnik с текстом в блогерско-комментарийном стиле: «Проблемы есть, но Румас все ещё полон интеграционного оптимизма. Хотя сегодня премьер резко подчеркнул, что Беларусь подпишет дорожные карты только в том случае, если интересы Минска будут учтены».

 

 

В утверждении «Проблемы есть, но Румас все ещё полон интеграционного оптимизма» можно рассмотреть манипулятивное оценочное высказывание. Автор приводит цитаты премьер-министра, в которых достаточно осторожно описывается переговорный процесс. При желании оптимизм можно найти в оговорках, что «там нет нерешаемых вопросов» и что если правительства не согласуют интеграционные дорожные карты до Нового года, то «президенты поставят нам плохую оценку за нашу работу и обязательно найдут развязку».

Пожалуй, тут история с наполовину пустым или полным стаканом. Румас в цитатах не ратует за интеграцию, а лишь выполняет поручение президента и даже не обещает побед на интеграционном поприще. Более того, премьер-министр прямо утверждает, что дорожные карты подпишут «только в том случае, если интересы Беларуси будут учтены». В общем, полон Румас интеграционного оптимизма или нет, зависит от позиции журналиста. Судя по всему, автора Sputnik Беларусь можно отнести к оптимистам по вопросу строительства Союзного государства.

 

Мониторинг беларусских медиа продолжает в ноябре фиксировать случаи пропаганды и манипуляции. С 11 по 17 ноября свободными от прямой пропаганды и манипуляций оказались десять изданий (на три меньше, чем в октябре): TUT.BY, Onliner, БелТА, БелаПАН, «КП Беларусь», Euroradio, «Наш Гомель», «Могилевские ведомости», «Вечерний Брест» и The Village Беларусь.

Лидером по пропаганде в ноябре выступил телеканал «Беларусь 1» (77,27% от общего числа исследованных сообщений).

 

«Выборы единственная гонка, где побеждает большинство» (на самом деле нет)

В материалах госСМИ в ноябре прослеживается скрытая повестка. Аудиторию убеждают, что нужно проголосовать досрочно: так поступают певицы и спортсмены, а если досрочно не получилось – нужно это обязательно сделать в основной день голосования, именинникам Федерация профсоюзов Беларуси вручала подарки на избирательных участках.

Постфактум видно, что скрытая повестка была по сути открытой, но в каждом отдельном материале манипуляции могут быть и не очень приметны. Разберём, например, сюжет телеканала «Беларусь 1» от 12 ноября «Досрочное голосование стартовало на выборах в палату представителей сегодня и продлится до 16 ноября включительно». В материале речь идёт о том, что голосовать досрочно совсем не предосудительно: «Пример — штат Флорида — 77% „ранних“ избирателей в 2012 году». При этом нет ссылки на источник информации и нет обоснования, почему важен именно этот пример семилетней давности. Или автор пользуется старым блокнотом пропагандиста и агитатора?

Сюжет полон оценочных суждений, мнение журналиста выдается за факт — из этих как бы незначительных нарушений журналистских стандартов складывается нужная пропагандистам картина.

«Наблюдение идёт спокойно: шоу, как у соседей в Украине, нет, все достойно и без скандалов — как раз по-белорусски!», — манипулятивное оценочное высказывание, опровергнутое к концу недели и президентом, и главой ЦИК, ополчившимися на «лженаблюдателей-провокаторов». Даже если на момент выпуска материала автор не знал о претензиях наблюдателей относительно завышенной, как они утверждают, явки, то в любом случае он противопоставляет выборы «по-белоруски» и «по-украински». Многолетними усилиями пропаганды у массовой аудитории создан стереотип украинского хаоса, которому противопоставляется беларусский порядок. Иными словами: голосуйте досрочно, наблюдайте спокойно, «вы же не хотите как в Украине?»!

И ещё манипулятивной семантики: «Выборы — единственная гонка, где побеждает большинство». Сравнение выборов с гонкой — стершаяся метафора, которая давно превратилась в штамп. Но здесь наше внимание привлекает кажущийся оксюморон, ведь обычно в гонке побеждает кто-то один. Понятно, что автор намекает на то, что депутат будет представлять интересы большинства избирателей и, собственно, поэтому они как бы выиграют.

Но в Беларуси мажоритарная система, в которой избирательный кодекс победу отдаёт не получившему большинство голосов кандидату, а тому, который получает больше других. Так, мандат депутата палаты представителей на этих выборах с поддержкой 28,94% голосов получила «Мисс Беларусь» 2018 года Мария Василевич. В этом округе, даже по официальным данным, большинство не смогло получить своего представителя в парламенте.

Мы можем гадать, преследовал ли автор какую-то цель своей фразой про победу большинства. Вполне возможно, что он искренне заблуждался, думая, что депутатами становятся действительно представители большинства избирателей. Журналист в новостных материалах не должен оценивать происходящее, а если того требует материал — обращаться к эксперту. В данном кейсе не возникла бы подмена действующего принципа «победитель получает всё» его противоположностью «большинство получает победу». В Беларуси использованная в сюжете метафора могла бы реализоваться только в безальтернативных округах (тогда считаются голоса «за» и «против» единственного кандидата), но таких округов на выборах 2019 года не было.

 

О силе трудного гостя

Телеканал ОНТ 13 ноября опубликовал отчёт «От геополитики до личных гарантий бизнесу. Итоги официального визита Александра Лукашенко в Австрию». В материале масса оценочных суждений, манипуляции начинаются с самых первых слов. "Глобально — результаты увидим в перспективе, но о первых и очевидных итогах говорить можно уже сегодня. Хорошая динамика в экономике и высокая степень доверия в политике. Минск и Вена нашли новые точки взаимодействия", — излагает ОНТ свою версию венской поездки.

Не исключено, что Минск и Вена действительно нашли новые точки взаимодействия в результате визита президента Беларуси, но невозможно оценить, какое изменение динамики в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран могло произойти всего за одни сутки.

Если же тут речь шла не о результатах визита, а о динамике в целом (ну просто предложения оказались рядом без всякого злого умысла), то не очень понятно почему автор называет динамику хорошей. По официальным данным, товарооборот Беларуси с Австрией в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизился на 5,8 млн долларов. Сохраняется отрицательное сальдо. Правда, экспорт из Беларуси вырос почти в полтора раза и составил 28,4 млн долларов (это 16,6% от товарооборота).

Возможно, автор имел в виду рост в 2018 торговли услугами, ¾ из которых — транспортные. Тут как раз положительное для Беларуси сальдо. Но в материале нет благодарности беларусским дальнобойщикам, все лавры отданы президенту, поэтому вопрос к автору, увидевшему «хорошую динамику в экономике» остаётся открытым.

В отчёте ОНТ есть намёк на конфликт беларусского президента с австрийскими журналистами: «Австрийские медиа бросаются в атаку — а как у вас ситуация с правами человека? Но белорусский президент уточняет: какие права имеются в виду? А когда Александра Лукашенко спросили про смертную казнь и возможности её отмены, то в подтексте вопросов явно читалась параллель с классическим «не читал, но осуждаю».

В таком пересказе непонятно, в чём были не правы журналисты — в Беларуси уже отменили смертную казнь? А что отвечал глава государства на такие вопросы?

И в конце материала ОНТ — даже не выбор удобных аргументов, а прямое изготовление аргумента, почему же поездка в Австрию главы Беларуси получилась такой замечательной. Автор подчёркнуто замечает, что австрийская Der Standart на третьей странице написала о визите Александра Лукашенко в Вену «аккурат между заметками о Трампе и британском принце Гарри».

Дальше — больше. «И вот интересная особенность и трудности перевода — «Дер швайриге гаст аус Минск». Можно прочитать как «Трудный гость из Минска», можно перевести как «Сильный гость из Минска», — полагает автор ОНТ.

Der Standart действительно 12 ноября опубликовало материал: «Lukaschenko, der schwierige Gast aus Minsk. Der weißrussische Präsident war zu Besuch in Wien. Die Menschenrechtslage in seinem Land steht in der Kritik — er sucht aber Wege aus der Isolation» (Лукашенко, трудный гость из Минска. Президент Беларуси находился с визитом в Вене. Ситуация с правами человека в его стране подвергается критике — но он ищет пути выхода из изоляции).

Словари дают значение немецкого слова «Schwierige» только в значениях «трудный, неприятный, хлопотный, тяжёлый». И трудности перевода действительно есть. Только у ОНТ. «Значение слова «тяжелый» там перевели, как им больше понравилось — «сильный».

Вообще-то текст Der Standart «Lukaschenko, der schwierige Gast aus Minsk» — сухой отчёт с выхода к прессе президентов Беларуси и Австрии Александра Лукашенко и Александра Ван дер Беллена. Всего в заметке чуть больше трёх тысяч знаков. Треть материала вводит читателя в контекст: зависимость беларусской экономики от российской, сокращение поддержки от Москвы с одновременным требованием углубления интеграции. Вторая треть посвящена развитию австрийско-беларусских отношений и предложению австрийского лидера наложить мораторий на смертную казнь в Беларуси. Далее говорится о Холокосте и передаче беларусской стороной Дому истории Австрии реликвий, которые нашли на раскопках одного крупнейших лагерей смерти — Малый Тростенец.

Так что усилия ОНТ по превращению Лукашенко из «трудного гостя» в «сильного», создание впечатления знакового события на основании небольшой заметки в Der Standart, где визиту отведено не более 30% текста, — чистая манипуляция. К ней можно отнести и «интересную особенность», которую подметило ОНТ: «Если до визита журналисты упражнялись в заголовках со словами „авторитаризм“ и „диктатура“, то уже сегодня стали более сдержанными в оценках». Из этого надо понимать, что накануне визита президента Беларуси о нём активно писали австрийские СМИ. Но следов множества публикаций найти не удалось.

Что же касается изменения тональности публикаций австрийских СМИ, то тот же Der Standart в упомянутом материале пишет: «Der autoritäre Staatschef gilt vielen als „letzter Diktator Europas“» (Многие считают авторитарного главу государства «последним диктатором Европы») — использование таких эпитетов не свидетельствует о смене тональности.

Более того, автор цитируемой новости Джеральд Шуберт написал в тот же день для Der Standart комментарий «Kontakte mit Autokraten: Schweigen ist Blech» (Контакты с автократами: жестяное молчание). В нём он утверждает, что закрывать глаза на нарушения прав человека в Беларуси в интересах хороших экономических отношений является неприемлемой стратегией для Австрии. В общем, ОНТ в материале об итогах официального визита главы Беларуси в Австрию рисует лестную для руководства страны информацию, подтасовывая факты для создания иллюзии благополучного развития событий.

 

Рекомендации

 

«Достоверность»

Без атрибуции источника информации аудитория не может судить о достоверности новостного сообщения. Редакциям, особенно редакциям телеканалов, нужно требовать от своих журналистов явные ссылки на источники информации (например, «по данным Белстата», «по сообщению минфина»). Люди обычно не говорят хором, поэтому по стандартам новостной журналистики коллективных цитат не бывает.

Если репортер пишет о судебном заседании, аудитория должна понимать, кто источник этой информации: сам журналист в зале суда, одна из сторон конфликта, правозащитник и т.д.

Использование анонимных источников должно быть явно мотивировано и объяснено. Мнения не могут подаваться со ссылкой на анонимный источник.

 

«Отделение фактов от мнений»

Журналистам следует избегать штампов, особенно штампов с оценочными суждениями. В отличие от стандартов hard news, в репортаже важен эффект присутствия и журналист закономерно рассказывает что он видит и чувствует, какие впечатления у него возникают. Другое дело, что он не должен подсказывать аудитории, как следует оценивать новостное сообщение.

 

«Баланс мнений»

Нельзя оправдывать отсутствие баланса мнений тем, что одна из сторон «плохая», «виновата» и т. п., но следует признать, что не для всех материалов этот стандарт применим. При освещении breaking news СМИ могут использовать сообщения-молнию без охвата мнений всех сторон конфликта интересов, но и в таких случаях редакция должна сообщить, что дополнит новость, а при публикации мнения одной из сторон обязательно указать, что есть и другая сторона, мнение которой журналисты намерены получить.

 

Выводы

Большинство зафиксированных нарушений стандартов не является злостным и может быть устранено даже без изменения редакционной политики. Наибольший средний балл (5,82) по соблюдению стандартов по итогам недели с 11 по 17 ноября получает независимое информагентство БелаПАН, наименьший (3,59) — государственный телеканал «Беларусь 1».

Средний балл по всем изданиям в ноябре составил 5,2, снизившись по сравнению с аналогичным октябрьским показателем.

С 14 по 20 октября свободными от прямой пропаганды и манипуляций оказались 13 изданий (на одно больше, чем в сентябре): TUT.BY, Onliner, БелТА, БелаПАН, «КП Беларусь», Euroradio, «Наш Гомель», «Могилевские ведомости», «Вечерний Брест» и The Village Беларусь.

В топ-10 изданий, которые ближе всего приблизились к оценке «отлично», вошли БелаПАН, Euroradio, БелТА, «Наша Ніва», TUT.BY, «Наш Гомель», «Могилевские ведомости» и The Village Беларусь.

Впервые за всё время исследования зафиксировано полное несоблюдение стандарта во всех публикациях одного СМИ. Речь идёт о телеканале ОНТ и стандарте «Отделение мнений от фактов».

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в январе: судят защитников независимости
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: В 4 из 5 сюжетов ОНТ — пропаганда
Читать далее
Мониторинг
Белнефтехим — основной источник информации о беларусско-российских отношениях
Читать далее
Мониторинг
Quarterly report: September – December 2019
Читать далее
Мониторинг
В 75% сюжетов «Беларусь 1» и ОНТ — пропаганда и манипуляции
Читать далее
Мониторинг
БелаПАН возглавил октябрьский рейтинг
Читать далее
Мониторинг
Quarterly report: May — August 2019
Читать далее
Мониторинг
Рекордно высокий балл у БелаПАН
Читать далее
Мониторинг
В августе свободных от пропаганды СМИ почти не осталось
Читать далее
Мониторинг
Манипуляции и пропаганда почти в половине новостей ОНТ
Редакции:
Беларусь 1
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.