Стандарты в национальных СМИ: ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов

Поделиться:

Стандарты в национальных СМИ: ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов

Как визит Помпео угрожал суверенитету Беларуси? Чем, по мнению СТВ, опасны телеграм-каналы и блогеры? Почему «личная химия» между политиками — хорошая инвестиция в экономику? Подробнее об этом в мониторинге соблюдения стандартов беларусскими СМИ в феврале.

Лидерами по пропаганде в феврале стали ОНТ (в 62 % от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (57 %) и СТВ (44 %).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов. ОНТ нарушил этот стандарт в 89 % исследуемых сюжетов, «Беларусь 1» — в 75 %, СТВ — в 74 %.

СМИ, которые остались свободными от пропаганды и манипуляции в феврале, те же, что и в январе: Naviny.by, Euroradio, TUT.BY и «Наша Ніва».

 

Обзор кейсов

Как США угрожает суверенитету Беларуси

Госсекретарь США Майкл Помпео посетил Беларусь 1 февраля. СТВ назвал визит событием, которого ждали и о котором много говорили. «И, как выясняется, не зря».

Журналист выдаёт своё мнение как факт и нарушает стандарт отделения мнений от фактов: кто ждал, кто говорил и в чём всё-таки значимость этого визита, который был «не зря», зритель так и не узнаёт.

Визит Помпео в Беларусь, уже по версии ОНТ, ждали и за пределами Беларуси — снова без конкретики. «Впервые здесь так близко стоят государственных флаги Беларуси и Соединенных Штатов Америки. Так что информации и новостей из Минска ждут не только журналисты, но и во многих странах мира».

О госсекретаре США мы узнаем, что он «второй человек первой демократии в мире», «политический тяжеловес». «После армейской службы успешно занимался бизнесом, а последние десять лет — активно в политике». Всё это должно придавать значимость визиту госсекретаря. Но вместо того, чтобы дать фактическую информацию (что значит «успешно занимался бизнесом» и «активно в политике»), телеканалы оценивают биографию Помпео и нарушают стандарт «Отделение мнений от фактов».

В сюжете журналист ОНТ сообщает, что госсекретарь создавал впечатление своего парня, готового к диалогу. «Но как только появляется Александр Лукашенко, становится понятно, кто хозяин положения, а кто всё-таки гость». Утверждения основаны только на личных домыслах автора сюжета — нарушен стандарт отделения мнений от фактов.

Дальше политики начинают общаться. Госсекретарь хочет, чтобы наша экономика развивалась, обещает назначить посла, утверждает, что компании США готовы инвестировать в Беларусь. Автор сюжета комментирует это так: «Но на такое искушение клюнет лишь неопытный политик, а это не про Беларусь. <…> Мир уже знает, что такое экспорт демократии по Сербии и Косово, по Грузии и Украине, по Ираку и Афганистану». ОНТ приравнивает назначение посла и возможные инвестиции к экспорту демократии и к событиям в перечисленных странах. Вспоминает военные интервенции США и создаёт иллюзию, что визит Помпео угрожает суверенитету Беларуси. Но не объясняет, как связаны между собой обсуждение предполагаемого сотрудничества Помпео и Лукашенко, экспорт демократии и события в упомянутых государствах. Это подтасовка фактов — манипулятивный приём.

«Мировая история знает примеры, когда независимость покупали и продавали, передавали и теряли. Самые распространённые случаи, когда суверенитет меняют на экономические выгоды». О каких именно примерах говорит журналист, не уточняется. Но судьбу страны тем не менее предсказывает: «И это снова не про Беларусь. С трудом представляется, что здесь вместо ОДКБ будет НАТО, вместо союза Евразийского — Европейский». Так ОНТ связывает НАТО и ЕС с продажей суверенитета, а ОДКБ и ЕАЭС с независимостью. Это ложная дилемма — манипулятивный приём.

СТВ интерпретирует действия американской делегации. «Американская пресса старательно фотографировала детали Дворца, а секьюрити (…) поставили госфлаги поближе». Именно это, по мнению журналиста СТВ, подтверждает очередную победу беларусской дипломатии.

Ещё Помпео опубликовал в твиттере свою фотографию с директором администрации парка высоких технологий Всеволодом Янчевским. СТВ использовало фотографию как символ экономических взаимоотношений стран. «Сейчас так принято — самым важным делиться через Twitter-каналы. Помпео опубликовал эту фотографию. Она стала символом экономических отношений Беларуси с крупнейшей экономикой мира».

Зрителю много рассказывали о важности американского гостя, опытности беларусской власти, символах в твиттере и победе отечественной дипломатии. Но ни слова о результатах встречи — нарушение стандарта полноты информации.

Личная химия внешней политики

Сюжеты государственных телеканалов о визите Помпео и поездке Лукашенко в Египет схожи. Там хвалят погоду, место, куда приехал президент, гостя, который прибыл в Беларусь, рассказывают о многообещающей финансовой выгоде сотрудничества.

Лукашенко посетил Египет 19 и 20 февраля. «СБ. Беларусь сегодня», освещая визит, начинает репортаж с рассказа о хорошей погоде (не редкое явление для Каира) и переносит её на отношения между президентами. Это манипуляция. «Каир встретил беларусскую делегацию весьма комфортной погодой. На улице плюс 20 градусов и светит тёплое солнце, затмить которое оказался не в силах даже поливший после обеда дождь. Под стать такой погоде складываются и отношения между нашими странами».

У «Беларусь 1» в сюжете о визите 32 оценочных суждения: советы были дельные, давали их друг другу по-дружески, повестку обсуждали без прикрас.

«Смекалистые беларусы, думаю, уже подсчитали, сколько на большой стройке можно заработать», — говорит СТВ про строительство Нового Каира. Телеканал утверждает, что Беларусь не идёт на риски в сотрудничестве с Египтом и выгода от ещё не подписанных контрактов уже известна. Но в доказательство приводит не ссылки, к примеру, на экономические прогнозы, а на недостоверные источники: «смекалистых беларусов».

ОНТ, ссылаясь на разговоры в кулуарах, утверждает, что «даже если освоить 10 % (программы по модернизации предприятий. — Media IQ), для беларусского станкостроения это станет золотой жилой». Доверие к таким выводам может быть выше, если бы они звучали от экспертов, а не как мнение автора сюжета. Хорошими инвестициями в экономику журналист считает умение найти общий язык, личную химию президентов и прочие дружественные реверансы. Это нарушение стандарта «Отделение мнений от фактов» и манипуляция.

Информационная война: госТВ vs блогеры и телеграм-каналы

11 февраля Александр Лукашенко провел совещание с руководителями ведущих государственных СМИ. Президент назвал прессу полноценным оружием массового поражения. Телеканалы, освещая встречу, переняли военную риторику Лукашенко о том, что информационное пространство — место борьбы. «На войне как на войне. Не мы начали информационную резню в глобальном масштабе. Но не прийти на это поле боя Беларуси уже нельзя. Как и отступить, сдав свое общество и свой суверенитет под чужие интересы. Когда утюжат оружием массового поражения, в окопах не отсидеться». «Беларусь 1» создаёт стране образ жертвы, а журналистов называет «бойцами эфира». Такое сравнение военного и информационного поля подводят к мысли, что журналистика действует по законам войны. А на войне есть враг.

СТВ утверждает, что в «глобальной информационной бойне самые опасные источники — телеграм-каналы. Инсайды чужих интересов действуют, как вирус. Не видно, но убивает». Телеканал считает, что блогеры ради монетизации своего канала готовы на любые подтасовки информации. «Но ведь зарабатывают не только одиночки. А целые страны и корпорации. А геополитические или экономические дивиденды получают просто. На вашем заблуждении в том, что блоги и телеграм-каналы говорят и показывают правду. Они просто отрабатывают заказ. Занимаются буллингом». Какие конкретно страны и корпорации зарабатывают на фейках, не сообщается.

В качестве врага выставляются все телеграм-каналы, все блогеры. Журналист указывает, от кого исходит угроза.

Вывод СТВ звучит просто и однозначно: смотрите телевидение, а не читайте блогеров. «Телеграм-каналы — это информационный фастфуд, а телевидение — полноценные завтрак и ужин. Полезнее».

Неназванные туроператоры говорят

ЕС ужесточил правило «первого въезда» на территорию шенгенской зоны. ОНТ сделал об этом сюжет. Но ссылку дал только на коллективный анонимный источник — туроператоров. «По словам туроператоров, в этом году случаи депортации уже были».

Далее ОНТ рассказывает, что если кто «за последние три года годовой шенген использовал без нарушений, сразу дадут двухлетний, а его обладатели смогут претендовать на отметку в паспорте сроком на пять лет», но опять не даёт ссылку на источник этой информации. Но только хорошей визовой истории для получения разрешения на въезд в зону шенгена на пять лет будет недостаточно. Пункт 11 правок визового кодекса, который принял Совет Евросоюза, утверждает, что для этого заявитель должен доказать необходимость или оправдать своё намерение часто или регулярно путешествовать. Неполноты информации можно было бы избежать, если бы источником информации были не неназванные туроператоры, а кодекс.

Без источников

В заметке Euroradio «В Минске заявили, что Украина начала против Беларуси „газобетонную“ войну» нет ни одного источника информации — нарушен стандарт достоверности. СМИ утверждает, что скоро украинцы могут закрыть рынок для беларусских компаний-производителей газобетона. Но непонятно, откуда эта информация: «В их отношениях проводится антидемпинговое расследование, которое было инициировано двумя украинскими компаниями из Киевской области („Ориентир-Будэлемент“ и „Аэрок“), которые занимают более 55 % рынка и мечтают о вытеснение с него беларусских конкурентов».

«Кость в горле»

«Спутник Беларусь» продолжает вставлять в тело новости посты из своего телеграм-канала.

В посте, который посвящён визиту в Беларусь министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса, медиа утверждает: «До литовской границы рукой подать (от деревни Рымдюны, — Media IQ), поэтому министры иностранных дел встретились там».

Министры встретились именно в этой деревне не потому, что она близко от границы — в ней находится школа с литовским языком обучения, которую и посетил Линкавичюс, о чём Спутник умолчал. Это нарушение стандарта полноты информации. Далее медиа спрашивает: «Интересно, взял ли с собой йод глава МИД Литвы, ведь БелАЭС у „беспокойных“ литовцев как кость в горле уже который год». Это высмеивание, приём манипуляции.

Новостные заметки «Спутник Беларусь» о нефтяном вопросе тоже не остались свободными от манипуляций и пропаганды. В статье «Эпоха «чисто по „Дружбе“ закончилась в белорусской нефтянке» медиа самостоятельно судит о специфике беларусских НПЗ, не обращается к эксперту. «Белорусские НПЗ оказались исторически заточены на поставки сырья из России по магистральному трубопроводу».

«Спутник» сообщает, что вариант с российской нефтью выгоднее, но не ссылается ни на экспертов, ни на источник «некоторых расчётов». «Черное золото не потекло по трубе из Литвы, а отправилось по железной дороге. И, по некоторым расчетам, из-за такой схемы поставок одна тонна норвежской нефти обошлась на 20 долларов дороже, чем российская, если бы она поступала по „Дружбе“».

Далее журналист гадает, что будет, если всё же Беларусь снова вернётся к импорту только российской нефти. Он считает, что в этом случае страна откажется от диверсификации. Аргументы, подтверждающие такой вывод, отсутствуют. «Ведь в будущем, случись очередной кризис с поставками сырья, убедить украинцев и литовцев задействовать их маршруты будет куда сложнее, поэтому теперь Минску нельзя терять лицо и необходимо поддерживать жизнеспособность этих каналов поставок».

Журналист подводит к мысли, что Беларусь не намерена долгосрочно закупать нефть у Литвы или Украины, а лишь решает проблемы поставки нефти пока снова не договорится с Россией. Это домыслы и «передержки» — манипулятивный приём.

Выводы

Государственные телеканалы чаще нарушают стандарты в сюжетах, которые посвящены деятельности президента и власти. Например, самые низкие баллы в феврале (от 0 до 2) получили новости о визите Лукашенко в Египет, Добруш, Светлогорск, приезде госсекретаря США Помпео в Беларусь. В этом списке новости об армии и призыве, репортажи с восьмого съезда Федерации профсоюзов Беларуси и совещания Лукашенко с руководителями государственных СМИ. Также низкие баллы у материалов «СБ. Беларусь сегодня» и «Спутника Беларусь» по теме нефтяного конфликта между Беларусью и Россией.

Зависимость нарушений стандартов от темы новости не было у телеканала «Белсат TV» и у СМИ с наиболее высокими баллами: Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва».

Самый высокий средний балл по результатам мониторинга в феврале у Euroradio — 4,78. В топ-5 вошли Naviny.by (4,77), Наша Ніва» (4,74), TUT.BY (4,68) и «Спутник Беларусь» (4,27).

Наименьший балл по результатам мониторинга у телеканала ОНТ — 3,14.

Лидерами по пропаганде в феврале стали ОНТ (в 62 % от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (57 %) и СТВ (44 %).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов.

Naviny.by, Euroradio, TUT.BY и «Наша Ніва» остались свободными от пропаганды и манипуляции в феврале.

 

Марина Елистратова

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Российский посол Мезенцев в апреле был особенно успешен в беларусских медиа. Отчет по прокремлевской пропаганде
Читать далее
Мониторинг
«Популярности Лукашенко завидуют политики». Как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле
Читать далее
Мониторинг
«Есть стойкое ощущение, что президент прав». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в марте
Читать далее
Мониторинг
В информационных спорах Беларуси и России нефть замещается коронавирусом
Читать далее
Мониторинг
Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в феврале. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press
Читать далее
Мониторинг
Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в январе
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: В 4 из 5 сюжетов ОНТ — пропаганда
Редакции:
Беларусь 1
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.