«Националисты – базис нацизма»: как беларусские медиа нарушали стандарты в мае

Поделиться:

«Националисты – базис нацизма»: как беларусские медиа нарушали стандарты в мае

Государственные СМИ продолжают использовать старый пропагандистский конструкт: запугивают зрителей внешними врагами – военной угрозой со стороны НАТО и США, возрождающимся фашизмом со стороны стран Европы. В качестве внутренних врагов в мае выступили портал TUT.BY и задержанный журналист Роман Протасевич. На контрасте – Беларусь, которая осталась несломленной.

О чём писали медиа в мае

Негосударственные СМИ чаще освещают протестное движение и его последствия: суды над участниками акций, деятельность оппозиции. Государственные медиа уделяют внимание международным новостям (действиям НАТО и США, рассказывают о Литве, Украине, Польше), информируют об успехах беларусской экономики, принятии новых законов, деятельности властей.

 

Обзор результатов

В мае в рейтинге мониторинга лидером в соблюдении стандартов информационной журналистики стал TUT.BY (5.00 баллов). Мониторинг проходил с 3 по 18 мая, так как министерство информации закрыло доступ к порталу.  За ним следуют Naviny.by (4.95), Euroradio (4.95), «Наша Ніва» (4.89) и «Спутник Беларусь» (4.86).

Наименьший балл — у телеканала «Беларусь 1» (3.04). Чуть лучше ситуация у ОНТ (3.17), СТВ (3.99) и «СБ. Беларусь сегодня» (4.02) и СТВ (4.02). Лидерами по пропаганде в мае стали «Беларусь 1» (73.36% от общего числа исследованных сообщений), ОНТ (66.25%)  и СТВ (51.20%).

Государственные СМИ чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов (в 61.81% от всех исследуемых новостей) и полноты информации (39.86%).  Государственные СМИ из 720 исследуемых сюжетов в 94% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики или использовали пропаганду.

 

 

Нарушение стандартов информационной журналистики и пропаганда. Разбор кейсов

«Стереть с карты мира небольшое, но гордое государство»

В мае государственная пропагандистская машина использует международные новости для манипулятивных конструктов: запугивает телезрителей военной угрозой со стороны НАТО (такие заявления были на госТВ в августе 2020 года), конспирологическими теориями о переделе мира, возрождающейся в Европе фашистской идеологией. Продолжает звучать антиамериканская и антизападная риторика, утверждения, что Украина, Польша, Литва и Латвия – несамостоятельные государства, а зависимые от США и более сильных стран ЕС. Государственные телеканалы нарушают стандарт отделения мнений от фактов, создают апокалиптическую картину мира, а на контрасте – устоявшая Беларусь.

«Беларусь 1» в сюжете о плане покушения на Лукашенко и его семью говорит, что беларусские и российские спецслужбы предотвратили в стране хаос и гражданскую войну. В разных сюжетах от своего лица журналисты уверяют, что против Беларуси ведётся гибридная, информационная и дипломатическая война. СТВ заявляет, что сценарий неназванных западных «доброжелателей» стереть с карты мира небольшое, но гордое государство, которое в центре Европе не желает жить по европейской указке». ОНТ утверждает, что «кому-то очень хочется вернуть некоторые постсоветские страны в позицию слабых зависимых вассалов». Телеканалы в один голос заявляют, что для этого были выделены «огромные суммы денег». Кто именно и сколько денег выделил, информации нет. Это конспирология и нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.

 

«Разделаться с противником быстро и без потерь»

Информационным поводом для активизации сконструированных угроз стали учения НАТО Defender-Europe 21 и Steadfast Defender 2021, которые проходили в мае и июне, и планируемое строительство в Повидзе (Польша) военной базы НАТО.

«Беларусь 1» утверждает, что строительство базы напрямую угрожает Беларуси и является предвестницей вероятного военного конфликта.  Телеканал уверяет, что цель оружия не сдерживать силы, а «разделаться с противником быстро и без потерь» и что «база напоминает нам о ружье, которое должно выстрелить, просто не может не выстрелить. За 360 миллионов никто не будет строить никчемные декорации». СМИ не ссылается на источник информации, согласно которому стоимость базы – 360 миллионов. Это нарушение стандарта достоверности. Международные медиа не называют окончательную сумму строительства. Газета The Wall Street Journal утверждает, что строительство хранилища для военной техники США  обойдется в 260 млн долларов. Газета.ru информирует, что Пентагон планирует выделить до 100 млн. Беларусские государственные СМИ не сообщают о таких расхождениях в цифрах.

Далее в сюжете «Беларусь 1» вспоминает прошлые военные конфликты с участием США на территории Югославии, Ливии, Ирака и Афганистана. Так телеканал создаёт псевдологическую связь и иллюзию то, что якобы строительство базы связано с последующими военными действиями.

 

«"Гуманитарные бомбардировки" имени Вацлава Гавела»

10 мая президент Польши Анджей Дуда на пресс-конференции перед началом саммита стран-членов восточного фланга НАТО упомянул, что нужно быть готовым встать на защиту Беларуси, чтобы сохранить её суверенитет. «Беларусь 1» транслирует свои догадки вместо фактов (инструмент манипуляции), выгодным для себя способом интерпретирует слова Дуды. «Однако строительство базы заставляет видеть в спиче Дуды новые смысловые акценты те самые, что отсылают к многочисленным гуманитарным интервенциям последних десятилетий и ко всяким там "гуманитарным бомбардировкам" имени Вацлава Гавела». О каких именно гуманитарных интервенциях идёт речь и какое отношение к высказыванию Дуды имеет первый президент Чехии, телеканал умалчивает. СМИ нарушает стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов.

«Беларусь 1» нарушает стандарт полноты информации, умалчивает важные детали и создаёт иллюзию, что обустройство зоны хранения боеприпасов НАТО Польша инициировала сейчас в связи с ситуацией в Беларуси. Телеканал не информирует о том, что строительство обсуждалось ранее, в 2018 и 2019 годах.   

Государственные СМИ в материалах о создании военной базы НАТО нарушают баланс мнений и предоставляют слово только политикам и экспертам, которые высказываются об угрозе североатлантического альянса России и Беларуси. Но не озвучивают заявление, например, генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который говорит о растущей военной мощи России и Китая.

 

«Планирование по переделу политической карты мира»

Для схожих манипулятивных нарративов СТВ использует и факт проведения учений НАТО на Балканах и в регионе Чёрного моря. «Учения НАТО у границ Беларуси – не что иное, как стратегическое планирование по переделу политической карты мира». Беларусь не граничит с Балканами и Чёрным морем. СТВ нарушает стандарт отделения мнений от фактов  и также, как и «Беларусь 1», проводит параллели между учениями и военным конфликтом в Югославии.

«Беларусь 1» заявляет, что в учениях примут участие 28 тысяч солдат, СТВ – около 30 тысяч. «В итоге такие полномасштабные действия уже больше напоминают военную наступательную операцию», –  делает вывод СТВ. DW информирует, что замначальник штаба Верховного главнокомандования силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Брис Удэ опровергает цифру в 28 тысяч солдат. По словам Удэ, одномоментно в Defender-Europe 21 будут задействованы максимум 9 тысяч солдат. Другие цифры, по его выражению, можно получить, если только принять во внимание всю длительность учений. Беларусские государственные СМИ умалчивают об этой детали (нарушают стандарт полноты информации) и не объясняют зрителям, из чего складывает названное ими количество солдат.

 

«Националисты – базис нацизма»

9 мая для государственных телеканалов стало поводом запугивать зрителей возрождающимся фашизмом. Государственная пропаганда объединила Вторую мировую войну и сконструированную современную гибридную войну, которую якобы сейчас ведут против Беларуси ЕС и НАТО. Как и в прошлых месяцах, государственные СМИ продолжают неугодные государству явления называть фашизмом, манипулировать историей.

ОНТ в одном сюжете говорит, что «НАТО у беларусских границ всё активнее наращивает военный контингент и всё чаще совершает разведывательные вылеты авиации» и спустя 76 лет после Дня Победы «суверенитет (читай – страну) снова приходится защищать». Наращивание военного контингента телеканал ничем не подтверждает.

«Беларусь 1» в нескольких сюжетах сообщает о переписывании истории Второй мировой войны. Телеканал утверждает, что псевдоисторические статьи «оправдывают нацистских преступников и их пособников и несут потенциальную угрозу национальной безопасности». Кто именно и каким образом переписывает историю, как это угрожает национальной безопасности, медиа умалчивает. Также СМИ заявляет, что националисты – базис нацизма, и что «предлагать сделать День Победы каким-то днем скорби, это и есть подмена понятий».

От ОНТ узнаём, что якобы «идеи Евроинтеграции привели к нацистским маршам» в Украине. Евгений Пустовой, комментируя поступок мэра Риги, который во время чемпионата мира по хоккею снял государственные флаг Беларуси и заменил его национальным бело-красно-белым, называет латышей «потомками карателей» и уверяет, что «это война, война против нашей истории, против нас». Журналист СТВ в качестве инструмента пропаганды использует градацию.

Выводы о возрождающемся фашизме государственные телеканалы делают на основе своих предположений и селекции информации. Это пропаганда и нарушение стандарта отделения мнений от фактов.

 

«Цвета знамени Победы»

Государственные СМИ продолжают манипулировать историей бело-красно-белого флага. О национальном символе Беларуси говорят только в аспекте коллаборационистского движения во время Второй мировой войны. «Беларусь 1» заявила, что «наш народ на референдуме отправил на свалку навязанные символы коллаборационистов, вернув цвета знамени Победы». На референдум 14 мая 1995 года был вынесен вопрос о государственных символах Беларуси. Выбирали между бело-красно-белым флагом, который являлся государственным на момент референдума, и красно-зеленым, который был создан в 1951 году. О каких цветах знамени Победы говорит «Беларусь 1», не ясно. Исходя из утверждения телеканала, создаётся иллюзия, что Беларусь встретила победу во Второй мировой войне под современным красно-зеленым флагом. Но это не так. Телеканал нарушает стандарт точности и подтасовывает информацию.

Государственные СМИ каждый месяц нарушают стандарт точности, когда выдают журналистский уличный опрос, который по определению не может претендовать на репрезентативность, за мнение всего общества. Госмедиа уверяют, что все беларусы считают проявлением фашизма действия мэра Риги, что бело-красно-белый флаг – исключительно коллаборационистский символ, создают иллюзию, что все поддерживают современный государственный флаг Беларуси. «Сегодня совершенно понятно, что ближе белорусскому сердцу», высказывается ОНТ от имени всех беларусов об их приверженности официальной символике.

Пропагандистский конструкт, который состоит из запугивания военными действиями и возрождающейся фашистской идеологией позволяет госмедиа оправдывать два новых закона – «О недопущении реабилитации нацизма» и «О противодействии экстремизму».

 

«Желание угодить западным спонсорам»

Антизападная риторика звучит не только в утверждениях о фашизме. Государственные телеканалы уверяют зрителей, что Польша, Литва, Латвия и Украина не являются суверенными государствами, они зависят от США и более сильных стран ЕС. Так, «Беларусь 1» говорит о польском суверенитете под американским флагом. В другом сюжете заявляет, что Литва «действует по указке "больших друзей" из-за океана». Телеканал цитирует оскорбительные комментарии пользователей сети, в которых Литву называют «"шутом гороховым", "страной-жуком" и "зернышком риса", который пытается угодить США». ОНТ утверждает, что отношение Украины к исторической памяти Беларуси формируют донаты США и «желание угодить западным спонсорам». ГосСМИ нарушают стандарт отделения мнений от фактов, транслируют негативные оценочные суждения и высмеивают соседние страны.

Поводом для усиления антилатвийской риторики стал пост в фейсбуке депутата Сейма Латвии Айгарса Бикше, которые предложил: «Латвия задерживает всю белорусскую хоккейную команду и выпускает ее на белорусско-латвийской границе в обмен на всех политзаключенных белорусского террористического режима». СТВ опустил часть цитаты про политзаключённых, озвучил только предложение взять в заложники беларусскую хоккейную команду. В одном из сюжетов это звучит как предложении Латвии, а не отдельного лица. Это нарушение стандарта полноты информации и селекция (инструмент пропаганды).

 

«Только Беларусь осталась несломленной»

На фоне антизападной и антиамериканской риторики, создания апокалиптической картины мира и заявлений о несамостоятельности соседних стран государственные телеканалы противопоставляют странам ЕС и США Беларусь, говорят о ней как про небольшое государство, которое выбрало свой путь и страдает из-за этого. Это приемы пропаганды: контраст и ложная дилемма. «Вы замечали, как меняются виды, когда въезжаешь в Беларусь на машине из соседних стран?»,задаёт риторический вопрос ОНТ. И оправдывает «строгий контроль» ухоженными полями, досмотренными посёлками и ровными дорогами. В чём именно заключается контроль и как он помогает сохранять поля, посёлки и дороги телеканал умалчивает. В другом материале ОНТ называет Беларусь «форпостом суверенности, которым в современном полярном мире быть не просто». Телеканал считает, что «в потасовках, мятежах, цветных революциях, которые прокатились по миру, пожалуй, только Беларусь осталась несломленной». ОНТ нарушает стандарт отделения мнений от фактов и применяет упрощение, приём пропаганды: обобщённо, без конкретики, говорит, что по миру прокатились мятежи и цветные революции.

ОНТ подтасовывает факты и создаёт иллюзию, что люди, которые в Европе участвуют в протестах против антиковидных ограничений, делают это, ориентируясь на ситуацию в Беларуси. «Ведь пример перед глазами: в Беларуси есть ковид, но без жёстких мер заболеваемость ниже, к тому же хватает мест в больницах, ещё и вакцину производят». Телеканал не доказывает влияния отсутствия антиковидных ограничений в Беларуси на протесты в Европе. Телеканал подтасовывает информацию и нарушает стандарт отделения мнений от фактов.

 

«Человек, который разжигал гражданскую войну»

Кроме внешних врагов, в мае государственные СМИ выбрали два внутренних – портал TUT.BY и журналиста, бывшего главного редактора телеграм-канала «N**TA» Романа Протасевича (канал  признан экстремистским).

Протасевич был задержан после вынужденной посадки в Минске самолёта ирландской авиакомпании Ryanair. На основе выставленных обвинений государственные СМИ демонизируют журналиста, называют его «человеком, который разжигал гражданскую войну», «выродком, который убивал людей», «нацистом по убеждениям», «сукин сын США и их многочисленных стран-марионеток». «Беларусь 1» утверждает, что «на нем ответственность за создание пушечного мяса для пламени майдана».

18 мая Министерство информации ограничило доступ к Интернет-ресурсам TUT.BY. КГБ возбудил в отношении руководителей издания уголовное дело об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Задержаны 15 человек. По словам замначальника управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси Александра Прокопенко, TUT.BY «использовал стороннее программное обеспечение, получало выручку за счет этой деятельности, что является недопустимым для резидентов ПВТ».

«Беларусь 1», ОНТ, СТВ и «СБ. Беларусь сегодня» нарушают стандарт отделения мнений от фактов и подают версию обвинения как факт до суда. «Беларусь 1» заявляет, что «ресурс очень любил считать бюджетные деньги, мол, их вечно не хватает, сплошь дыры и дефицит. Богоугодное дело спрашивать с правительства за монету, вот только сам TUT.BY эти самые налоги попросту не платил в полном объеме». В другом сюжете телеканал уверяет, что портал обманывал каждого беларуса.

«Беларусь 1» от своего имени утверждает, что бизнес-интересы владельца превалировали над редакционной политикой портала, но не приводит доказательства. Государственные СМИ также не предоставляют голос представителям TUT.BY или экспертам, которые не разделяют официальную версию обвинения. Это нарушение баланса мнений.

 

«Откровенный пропагандистский листок»

Государственные СМИ называют TUT.BY «откровенным пропагандиским листком», «туалетной бумагой», «рупором антигосударственной пропаганды». СТВ заявляет, что «лично Барак Обама консультировал Юрия Зиссера на тему того, как это уже бывшее СМИ должно разрушать белорусские устои и наше государство». Фактов, которые бы подтверждали встречу Зиссера и Обама, телеканал не приводит.

Media IQ с 2019 года проводит мониторинг беларусских СМИ на предмет нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганды. За это время мониторинг не зафиксировал пропаганды в материалах TUT.BY. Государственные СМИ в своих сюжетах не приводят примеров пропаганды в текстах портала. Госмедиа нарушают стандарт отделения мнений от фактов и используют инструмент пропаганды: выдают желаемое за действительное.

На фоне таких заявлений, госСМИ конструируют ещё одно манипулятивное утверждение: Интернет-ресурс, который вел антигосударственную деятельность, просил у государства льготы. «Портал до последнего пользовал льготы, полученные от Лукашенко, обвиняя во всех смертных самого Лукашенко», –  уверяет «Беларусь 1».  Телеканал создаёт иллюзию, что Лукашенко лично дал льготы порталу, но это не так. Лукашенко подписал декрет № 8 от 21 декабря 2017 года, который создал условия для развития IT-отрасли в Беларуси. TUT.BY получил льготы как резидент ПВТ, которым стал в 2019 году. Решение о членстве в ПВТ принимает не Лукашенко, а администрация ПВТ и Наблюдательный совет. Таким образом, «Беларусь 1» нарушает стандарт точности и фабрикует информацию.

 

Выводы

В мае государственная пропаганда работает по той же схеме, что и ранее. Разница только в том, что в апреле военная угроза, по версии государственных СМИ, исходила от США, а в мае присоединилось еще и НАТО. В апреле в госСМИ звучал манипулятивный нарратив о том, что фашистскую идеология продвигают протестующие беларусы, в мае этим занялись страны ЕС и ближайшие соседи: Украина, Литва, Латвия.

В мае государственная пропагандистская машина использует международные новости для конструирования образов внешних врагов и апокалиптической картины мира. ГосТВ нарушают стандарт отделения мнений от фактов и продвигают конспирологические теории. Запугивают зрителей военными учениями НАТО и строительством базы в Польше, возможным переделом мира и желанием неназванных акторов ослабить и уничтожить Беларусь.

Продолжает звучать антиамериканская и антизападная риторика, которая усилилась в новостях о Дне Победы, утверждения, что Украина, Польша, Литва и Латвия – несамостоятельные государства, а зависимые от США и более сильных стран ЕС. На контрасте госмедиа рассказывают о том, что только Беларусь выстояла среди хаоса, мятежей и цветных революций. 

Образ внутреннего врага в мае госСМИ создают порталу TUT.BY и задержанному журналисту Роману Протасевичу. Госмедиа демонизируют Протасевича, а новостной ресурс называют «пропагандистским листком».

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
«Против нашей страны идёт война»: как национальные СМИ нарушали стандарты в июле
Читать далее
Мониторинг
«Идёт большая геополитическая игра в шахматы»: как национальные СМИ нарушали стандарты в июне
Читать далее
Мониторинг
Беларусские медиа: гендерный аспект. Исследование за апрель-июнь
Читать далее
Мониторинг
«Поступок латвийский, а стыд испанский». Отчёт по манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Дело «о перевороте» в Беларуси переформатировало повестку дня. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в апреле 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Ущербное существо», или Заговорщик «винни-пух». Отчёт по манипуляциям в апреле
Читать далее
Мониторинг
Belarusian-Russian integration is among the most popular topics in the Belarusian media. Kremlin narratives in Belarusian media – March 2021
Читать далее
Мониторинг
Беларусско-российская интеграция выходит в ТОП беларусских СМИ. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в марте 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Вели работу по героизации нацистов, оккупантов и их пособников»: как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле
Читать далее
Мониторинг
Ярлык фашизма на протестном движении. Отчёт по манипуляциям в марте
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.