Проект «Мониторинг нарративов государственного телевидения в Беларуси» реализуется Sense Analytics в партнерстве с проектом Media IQ Пресс-клуба Беларусь. Автор еженедельных докладов и их методологии – Максим Стефанович, редактор и координатор проекта – Артем Шрайбман.
Выпуск 2 (06/07.2020 –12/07/2020)
To see the English version of the Executive summary and illustrations click here.
Главные выводы
Идеологическая ангажированность госСМИ выросла, доля сюжетов с ярко выраженным идеологическим нарративом поднялась с 56% до 65% на отчетной неделе. Показатель превышал 70% в день встречи Александра Лукашенко с «активом» Минска и в итоговых воскресных эфирах.
К традиционным посылам о сильном государстве, личной роли президента в решении проблем, апологетике советских и антирыночных методов управления добавились попытки показать общественную поддержку Лукашенко (вопреки мему про 3%), а также тезис об “ужасных 90-х” и достижениях последующего периода. Важное место занимал нарратив информационной войны, борьбы с обезличенными врагами государства в инфопространстве. При этом госТВ вслед за президентом отмечало необходимость изменений конституции в следующую пятилетку, не революционных инноваций, таких как развитие атомной энергетики и электрокаров.
Индекс конфликтогенности на отчетной неделе вырос почти на балл (до 3,2), в первую очередь, из-за череды сюжетов с деталями материалов следствия и жесткой критикой Виктора Бабарико без отражения другой точки зрения. В дни таких информационных атак индекс доходил до 6-7 баллов. Индексы плюрализма и реформаторских ориентаций оставались на том же низком уровне, что и на первой неделе монитооинга (1-2 балла).
Степень координации информационной политики оставалась высокой, особенно в дни мероприятий с участием президента и в итоговых воскресных эфирах. Зачастую, после одного телеканала в следующие дни тему продолжал и развивал другой канал (например, сюжеты против Бабарико).
Наша методология
Структура выпусков и идеологическая ангажированность
На отчетной неделе госканалы повторяли схему с главным, идеологически окрашенным сюжетом. В понедельник им стала церемония вручения генеральских званий, во вторник – совещание Лукашенко с «активом» Минска, в четверг – его встреча с сотрудниками госСМИ и сюжет с обвинениями в адрес претендента на пост президента Виктора Бабарико в эфире «Наших новостей», в пятницу – выступление Лукашенко на заводе «Атлант». Эти сюжеты были в наибольшей мере наполнены идеологической риторикой, именно они задавали основные нарративы государственного ТВ.
Доля сюжетов с идеологическими нарративами чаще всего колебалась в районе 50-70% от всего содержания выпуска и достигала максимума в дни наибольшей активности президента. Общий уровень ангажированности вырос до 64,5% (на предыдущей неделе – 56%) эфирного времени с наличием идеологических нарративов. Периферийные сюжеты развивали главные установки предыдущей недели, например, госСМИ стали активнее освещать выездную работу чиновников и депутатов различного уровня с гражданами после выхода распоряжения о дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения. По мере приближения выборов увеличивается количество материалов против цветных революций, блогосферы или отдельных политиков (Бабарико). Общую идеологическую палитру дополняли репортажи с демонстрацией успехов государственной аграрной и спортивной политики. Наконец, устойчивым сюжетом оставались рекламные ролики комплекса «Минск-Мир» компании «Дана Холдингз».

Ключевые идеологемы
Этатизм оставался определяющей чертой новостных выпусков. Идеологема сильного государства активно продвигалась даже в репортажах против Бабарико и «Белгазпромбанка»: «Вспомните героев этого репортажа, когда вам будут рассказывать, что сильное государство – это плохо, а банковский либерализм это хорошо». Новостная повестка была либо прямо посвящена укреплению государственных институтов (силовых структур, госТВ), либо демонстрировала успехи двадцати пяти лет развития государства под властью Лукашенко.
И здесь этатизм тесно смыкался с персонализмом, демонстрацией поддержки президентского курса в обществе. В частности, в репортаже программы «Контуры» и «Недели» ссылались на некий документ ОАЦ «под грифом секретно», который тележурналист Андрей Кривошеев получил на встрече журналистов с главой государства. «Согласно переданным документам в конце июня рейтинг главы государства составил 76%». Каких-либо подтверждений этой информации от социологических центров представлено не было.
Важным дополнением к этатизму и персонализму стала антитеза «ужасных» 90-х («Хаос до 1995 года из-за общего режима вседозволенности. Каждый, что хотел, то и приватизировал, что хотел, то делал») и достижений последующего периода. «Это сегодня государство стремится решить жилищные вопросы офицеров, в голодные 90-е об этом даже не мечтали», «пустые полки, талоны, очереди, беспорядки», «make up сделали без дармовой углеводородной подпитки и инвестиций в обмен на независимость. Результата добились благодаря труду и сильной власти, другая бы просто не удержала страну».
Тема сильной власти продолжалась в рамках регулярного описания успехов в борьбе с коронавирусом - «Беларусь выдержала экзамен, сильная власть и система здравоохранения сохранили лицо». Стоит отметить и признание заслуг бизнеса в пятничном сюжете ОНТ о передаче пяти машин скорой помощи клиникам Витебской области.
Народные праздники также освещались со своеобразным официально-персоналистским подтекстом. Так, празднование Купалья преимущественно сводилось к репортажам с официального фестиваля «Александрия собирает друзей», в ходе которых, безусловно, отмечалась связь Александрии с президентом («Класс в котором учился президент Беларуси. И теперь это музей, где можно даже присесть за президентскую парту. Есть легенда - кто посидит на этом месте, его ожидает повышение по карьерной лестнице» - «Наши новости»).
Из этатизма вытекает идеологема дирижизма и антирыночная риторика. Это и отдельные выпады в отношении приватизации («предприятия не приватизировали, чтобы частники не вытягивали прибыль, оставляя рабочим мизер») и апологетика сохранения советского промышленного потенциала, плановой экономической модели, ручного управления и контроля в ходе поездок чиновников по предприятиям. Патерналистские ориентации доминировали в сюжетах социальной, спортивной и агропромышленной тематики. Это не только решение частных проблем людей, но и открытие различных объектов (например, ФОК в Новогрудке).
Наконец, одним из важнейших нарративов недели стала информационная война, необходимость противодействия деструктивному влиянию блогосферы, фейкам, зарубежному информационному влиянию. («Уровень угроз будет только расти» «Инфоатаки - способ лоббировать интересы, навязанные нам извне»; Информация – самое опасное оружие XXI века, на которое, увы, не нужна лицензия»). Отличительной чертой этих рассуждений стало обезличивание оппонентов ― за редким исключением, речь шла о неких «различных центрах силы, заграничных спонсорах и кукловодах». «На страну совершаются атаки, жестокие, беспринципные, наглые, циничные, мы видим эту явную цель – сломать наше государство», утверждал журналист СТВ Григорий Азарёнок после встречи журналистов с президентом.
Вполне вероятно, что накал обличения неназванных «врагов государственности» будет нарастать по мере приближения выборов. Органичной частью этого нарратива стали призывы к ограничению свободы слова («Свобода слова заканчивается там, где начинаются личностные оценки и комплексы маргинальной интернет-публики»), «наведению порядка» в Интернете и восприятие государственных СМИ в качестве «информационного спецназа» («Мнения разные, но позиция одна: журналистика – дело государственное»). Соответственно, отступления от этой линии получали сугубо негативную оценку. Ответом на недавние критические посты сотрудников государственных СМИ (преимущественно в сфере культуры и спорта) стали призывы министра информации отказаться от создания развлекательного контента собственными силами и перейти к подрядной системе работы. «Телевидение должно стать местом для летописцев, а не скоморохов», отметил репортёр СТВ.
Эти установки несколько смягчались отдельными модернизационными и реформистскими посылами. В частности, признавалась необходимость конституционной реформы в обозримой перспективе (вплоть до введения смешанной избирательной системы) и стремление к поощрению инноваций, реформистскому, а не революционному исправлению недостатков («иначе как по инновационным рельсам поезд экономика не уедет», «задача огромной важности – реформы и ещё раз реформы»). Модернизационный посыл воплощался в апологетике атомной энергии и развитии электрокаров.
Международные проблемы также не покидали новостную повестку ― наводнения в ряде стран, «хаос в США», «беспорядки в Сербии», «бунт на Гаити», «экономисты предрекают крах американской валюты» и т.п. Были, однако, и более сдержанные репортажи, например, об антикризисных усилиях председательства Германии в ЕС. Кроме того, госТВ высоко оценило поддержку проведения парада 9 мая послом Словакии и неоднократно возвращалось к этой теме.
*Наведите курсор, чтобы увидеть примеры цитат
Индекс конфликтогенности
На второй неделе мониторинга индекс конфликтогенности вырос до 3,2 баллов (2,2 на предыдущей неделе). Обычные выпады в отношении «кукловодов», социальных сетей и оппозиционных блогеров (NEXTA - «польский блогер с подрезанными белорусскими крыльями») дополнились специальными репортажами против «цветных революций» и оппозиционных политиков. 9 июля телеканал ОНТ показал специальное расследование, основанное на исключительно обвинительной трактовке возбуждённых уголовных дел в отношении Бабарико и других менеджеров «Белгазпромбанка». Односторонняя подача информации выражалась в отсутствии каких-либо комментариев со стороны защиты, внесудебной демонстрации кадров следственных мероприятий и рассказах о «неопровержимых доказательствах» преступной деятельности претендента в президенты.
В воскресенье к теме подключился «Главный эфир», основным сюжетом которого стало долгое повествование о пострадавших от финансовой деятельности «Белгазпромбанка» без возможности представить противоположную точку зрения, прозвучал второй сюжет на ОНТ в программе «Контуры» и аналогичный репортаж в «Неделе» на СТВ. Фактически, телеканалы взяли на себя функции продвижения позиции следственных органов и обличения Бабарико. Это обеспечило рост конфликтогенности до 6-7 баллов в дни наибольших информационных атак.

Индекс реформаторских ориентаций
Реформизм в сюжетах государственного ТВ оставался на низком уровне (в пределах 1-3 баллов). Он проявился в анонсировании возможных изменений в следующей пятилетке (совершенствование того, что есть). В частности, упоминалась необходимость конституционной реформы и поощрение инноваций. Параллельно усиливалась риторика ужесточения текущей политики дирижизма и планового администрирования.

Уровень плюрализма
Плюрализм по-прежнему оставался слабо выраженным. Несмотря на регулярные упоминания «открытого диалога», общения актива или представителей СМИ с президентом («Откровенно говоря, для нас, журналистов, подобные встречи определяют формат и направления работы») диапазон озвученных мнений находился в жёстких рамках отстаивания текущего политического строя. Наиболее плюралистичным оказался субботний репортаж «Панорамы» о дискуссии вокруг статуса храма Святой Софии в Стамбуле.

Степень координации государственной информационной политики
В целом, госСМИ придерживались похожей, подчас, идентичной структуры основных сюжетов и продвигали максимально близкие нарративы. Каждый телеканал дополнял их своими деталями и иллюстративными репортажами. Зачастую, начатую одним телеканалом тему в следующие дни продолжал и развивал другой канал (например, сюжеты против Бабарико). Общий уровень координации составил 6,9 баллов, что сопоставимо с уровнем предыдущей недели (7 баллов).

Максим Стефанович, Sense Analytics