Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июле: оценки, конспирология, риторика Лукашенко

Поделиться:

Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июле: оценки, конспирология, риторика Лукашенко

Государственные СМИ в июле хвалят действия президента, беларусскую экономику, стратегию борьбы с коронавирусом, обещают большой урожай зерновых и прибыль от БелАЭС.

Что мониторили

В ежемесячном отчёте «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. Рейтинг нарушений показывает, кто меньше/больше нарушал стандарты в течение месяца. Рейтинг манипуляций и пропаганды — кто и как часто использовал приёмы манипуляций и пропаганды в исследованных новостях.

Новости мониторятся каждый будний день (с методикой отбора новостей можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят в выходные, поэтому субботние и воскресные ТВ-выпуски тоже включаются в мониторинг.

 

О чём писали медиа в июле

В июле тема выборов президента Республики Беларусь вышла на первый план. Ей посвящено 30% всех исследуемых новостей. Негосударственные СМИ, как и в июне, больше, чем государственные, писали о выборах. 287 материалов о выборах вышли в негосударственных СМИ и 87 — в государственных.

COVID-19 посвящено 16% новостей.

 

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в июле у Naviny.by — 4,95. В топ-5 вошли TUT.BY (4,93), «Наша Ніва» (4,92), «Спутник Беларусь» (4.84), Euroradio (4.83).

Наименьший балл — у телеканала СТВ (3,17). За ним следуют ОНТ (3,73) и «Беларусь 1» (3,50).

Лидерами по пропаганде в июле стали СТВ и ОНТ (62% от общего числа исследованных сообщений) и «Беларусь 1» (59%).

Свободными от пропаганды и манипуляций в июле остались Naviny.by, Euroradio, TUT.BY и «Наша Ніва».

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов. «Беларусь 1» нарушил этот стандарт в 65% исследуемых сюжетов, ОНТ — в 63%, СТВ — в 57%.

 

 

 

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о выборах

Государственные СМИ в 99% исследуемых новостях о выборах нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики, в новостях на другие темы — в 93%. У негосударственных СМИ тема выборов не повлияла на нарушения стандартов информационной журналистики.

Государственные СМИ в новостях о выборах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 74% сюжетов, полноты — в 69% и достоверности — в 33%.

У государственных СМИ пропаганда была зафиксирована в 71 % новостных сюжетах. В новостях о выборах государственные СМИ продвигали позицию Лукашенко, пересказывали его цитаты от своего имени.

 

Нарушение стандарта достоверности: об успехах экономики без ссылок на источник

В июле государственные телеканалы противопоставляли ухудшающуюся экономическую ситуацию за границей стабильности в Беларуси. Но не давали ссылок на источник информации о плохом положении за рубежом. Не указывали источник информации и успехов беларусской экономики. Также, как и в прошлом месяце, ссылались на «некоторые СМИ», неназванные телеграмм-каналы и разговоры в кулуарах.

ОНТ утверждает, что в «в Быховском районе собирают богатый урожай зеленого горошка — до 90 центнеров с гектара. К слову, во Франции и Канаде — странах, где горошек является традиционной культурой — о таких цифрах и не мечтают». Далее телеканал информирует: «многие страны заранее смирились и запланировали для себя падение: от 10 % в еврозоне до 6 % в России. Для Беларуси — это не выход». Телеканал «Беларусь 1» уверен, что «в Украине сельхозпроизводство упало на 20 %. За океаном в Аргентине нашествие саранчи грозит стать сокрушительным ударом для аграриев». Откуда такие данные — неизвестно. В этом же сюжете журналист говорит о количестве собранного зерна: «Общий каравай сейчас на старте сезона весит уже более полумиллиона тонн. Но будет куда больше. Не все смогут похвастаться хорошим урожаем». Журналист не ссылается ни на какие источники и высказывает свои прогнозы и предположения.

На этом фоне государственные телеканалы сообщают о положительных результатах в беларусской экономике и АПК. Так, «Беларусь 1» утверждает, что наша страна «по йогурту занимаем вторую строчку мирового рейтинга, по сливочному маслу — третью, по молоку — четвертую. Также Беларусь в топ-10 экспортеров мяса». О каком именно рейтинге идёт речь, телеканал не уточняет. Это нарушение стандартов полноты информации и достоверности.

«Беларусь 1» считает, что у нашей страны, которая не остановила производство и сельское хозяйство есть козырь экспортной стратегии — товар на складах и отложенный спрос на рынке. Но никакой конкретной информации, подтверждающий увеличение экспорта беларусской продукции или заключение договоров на поставки, нет. Это нарушение стандартов полноты информации и достоверности.

 

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов: «львиная доля» продаж

В июле у государственных СМИ нарушения стандартов информационной журналистики чаще были зафиксированы в новостях о выборах или в сюжетах о деле «Белгазпромбанка». Новости о выборах были направлены на дискредитацию оппонентов Лукашенко. В августе сюжеты с нарушениями посвящены рабочим командировкам Лукашенко в Гомельскую, Витебскую области, в подразделения МВД. В этих материалах СМИ положительно оценивают деятельность президента, в общем говорят об успехах Беларуси в различных сферах, оправдывают выбранную стратегию противостояния коронавирусу. От имени журналистов звучат обещания того, что власти и в дальнейшем будут делать жизнь в Беларуси еще лучше.

В нескольких сюжетах «Беларусь 1» и «СБ. Беларусь сегодня» зафиксированы повторяющиеся нарушения стандарта отделения мнений от фактов в материалах о визите Лукашенко на завод «Атлант». СМИ подчёркивают, что в период пандемии «на „Атланте“ сконцентрировались на интернет-продажах, что и позволило удержаться на плаву», «в марте продали рекордное количество техники», «львиную долю покупают соседи в России», «сработали хорошо». Аудитория получает оценочные суждения, конкретное числоколичество выпущенных или проданных в Россию холодильников не звучит. Причина такого успеха, по версии госмедиа, — отсутствие карантина в Беларуси и на предприятии.

14 июля председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова посетила агрогородок Городище Шкловского района. В сюжетах об этом визите  ОНТ, «Беларусь 1» и СТВ положительно оценивали возможности для жизни в Городищах и в других агрогородках. В Городище работает агрохолдинг «Купаловский». Телеканал «Беларусь 1» заявляет, что здесь уже подсчитывают доходы от производства молока. «Рассчитывают и на неплохой урожай зерновых. Как минимум соберут 40 тысяч тонн. А это приличный доход не просто для хозяйства, для людей». Узнаём не количество дохода предприятия и людей, а оценку журналиста. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и полноты информации.

ОНТ, и «Беларусь 1» в сюжетах о поездке Лукашенко в Гомельскую область делают акцент на возрождении земель, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. «За эти годы здесь научились выращивать чистую продукцию, не перестали строить дороги, газифицировать города, сделали все, чтобы за высокотехнологичной медицинской помощью не нужно было ехать в Минск, не забросили предприятия — наоборот всячески помогали, поддерживали их обновление», — сообщает «Беларусь 1». В материале телеканала только оценки, нет примеров, что было сделано и в каком количестве, как научились выращивать чистую продукцию на загрязнённой территории. СМИ транслирует свой вывод: сделали всё, чтобы за медицинской помощью не нужно было ехать в Минск. Но не рассказывает, что конкретно. Это нарушение стандартов отделения мнений от фактов, полноты информации и манипулятивная семантика. Также «Беларусь 1» уверяет, что именно президент не дал поставить крест на этих землях.

Звучит уверенность журналистов в улучшении жизни людей в регионах. СТВ уверяет, что «все проблемы, которые озвучивали главе государства, ответственные лица тут же брали на карандаш — нет сомнений, все тщательно изучат и обязательно решат по справедливости». ОНТ считает, что проблемы транспорта, работы, зарплаты, перспективы малых городов государство будет решать везде, особенно за пределами МКАДа. Журналист подаёт своё мнение как факт, комментирует новостной сюжет. Его заявления не подкреплены планами властей или другими фактами. Это пример нарушения стандарта отделения мнений от фактов и манипулятивной семантики.

Во время рабочих командировок Лукашенко «Беларусь 1», СТВ и ОНТ подчёркивали, как тепло и с каким доверием люди встречали президента. Медиа акцентируют внимание на откровенности Лукашенко и его открытости. Такие оценки личности президента звучали и в июне. СМИ заявляют, что приезд президента вызвал ажиотаж у местных жителей, но не называют количество человек, которые пришли на встречу.

 

Нарушение стандарта полноты информации: неназванный масштаб государственной поддержки

Государственные СМИ не предоставляют полной информации о государственной поддержке экономики из-за эпидемии коронавируса, не озвучивают цифры об успехах завода «Атлант» и выгоде для государства после запуска БелАЭС. Государственные СМИ также не сообщают о причинах несанкционированных митингов 14 июля.

Телеканалы «Беларусь 1» и СТВ в сюжетах о совещании президента с экономическим блоком страны рассказывают о помощи государства предприятиям и бизнесу, пострадавшим от пандемии. Телеканалы сообщают, что помощь составила около полумиллиарда рублей. Этой цифры недостаточно для оценки уровня государственной поддержки. СМИ не дают информации каким образом распределялись эти деньги. Это нарушение стандарта полноты информации.

«Беларусь 1» заявляет: «Никаких послаблений и оглядок на вирус. Пакет антикризисных мер пришелся кстати. В Беларуси не раскидывали вертолетные деньги, а точечно поддержали госпредприятия и некоторых частников. Льготы, надбавки, в том числе и тем, кто был на медицинской передовой, а еще рассрочки, арендные каникулы... По некоторым статьям суммы еще не исчерпаны. Пережить временные трудности помогли тем, кто и сам не сложил руки». СМИ не называет предприятия, которым была оказана помощь, не уточняет, какой суммой располагает государство для поддержки экономики. Как и в прошлые месяцы, телеканал продолжает придерживаться высказываний Лукашенко относительно экономической помощи. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.

Телеканал ОНТ в сюжете о строительстве БелАЭС рассказывает об улучшениях в сфере энергетики и экологии после запуска станции. СМИ утверждает, что «на первом месте — энергетическая безопасность. Снизится зависимость от поставок природного газа. А тарифы для потребителей будут меньше зависимы от колебаний цен на энергоносители». Насколько уменьшится зависимость от поставок природного газа, как в цифрах это отразится на потребителях — информации нет. Далее телеканал заявляет, что снизится себестоимость электроэнергии, а по расчетам к 2025 году наши киловатты смогут составить конкуренцию на европейской энергобирже. Снова без конкретных цифр. Это нарушение стандарта полноты информации и достоверности. ОНТ оценивает только возможную выгоду от БелАЭС, но умалчивает о том, через какое время станция станет рентабельной с учётом необходимости возвращать за нее кредит России.

«Среди покупателей — страны Балтии, Украина. Впрочем, сейчас Литва отказалась от импорта. Для одних такой масштабный энергетический проект в Беларуси — это новый стратегический партнер. Для других — серьёзный конкурент», — утверждает ОНТ. Телеканал не называет причины, по которым Литва отказалась от экспорта, умалчивает неудобные факты. Между тем, Литва считает станцию небезопасной, видит в ней угрозу национальным интересам. Она призывает страны Балтии не покупать электроэнергию БелАЭС. Украина также намерена отказаться от поставок. Отсутствие этой информации — нарушение стандарта точности. Телеканал не называет для каких стран БелАЭС — стратегический партнёр, а для каких — серьёзный конкурент. Это нарушение стандарта полноты информации.

В июле в городах Беларуси начали функционировать новые объекты. «Беларусь 1» и ОНТ в сюжете о развитии инфраструктуры в Беларуси появившиеся за последний месяц объекты называют «подарками». В том числе и новую поликлинику в Гомеле. Телеканал СТВ называет подарком городу новый ФОК в Марьиной Горке. В сюжетах не сообщается, от кого именно подарки, из каких источников финансировалось их строительство. Это нарушение стандарт полноты информации. Если новые объекты инфраструктуры финансировались из бюджетных средств, то называть их «подарками» — это ещё и манипуляция.

Государственные СМИ нарушают стандарт полноты информации не только в сюжетах об экономике, но и в новостях на общественно-политические темы. «СБ. Беларусь сегодня» в двух новостных материалах говорит о массовых беспорядках в городах Беларуси вечером 14 июля. Но умалчивает, что несанкционированные акции произошли после того, как ЦИК не зарегистрировал кандидатами в президенты Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. Журналист делает акцент на том, что якобы мирные демонстранты попытались спровоцировать беспорядки и столкновения с милицией. За это они были задержаны. Но умалчивает, что задержали также и случайных прохожих, действительно мирных демонстрантов или людей в кафе.

 

Пропаганда: конспирологические теории об угрозе независимости

В июле Лукашенко посетил несколько подразделений МВД. Во время визитов он говорил об угрозе независимости, раскачивании ситуации в государстве изнутри, необходимости сохранить страну. Государственные СМИ транслировали его риторику.

ОНТ утверждает, что сегодня многие страны, в том числе и Беларусь, целенаправленно ослабляют. «Но не войной, не блокадой и даже не санкциями. Раскачивание обстановки происходит изнутри — через протесты, радикализацию общества, организацию беспорядков. При этом, чтобы курировать и режиссировать происходящее, необязательно быть рядом. Цифровые технологии позволяют ковать цветные революции „на дистанционке“». Конспирологические теории о внешнем влиянии на внутреннюю политическую ситуацию в стране, на ее граждан озвучивают также  СТВ, «Беларусь 1» и «СБ. Беларусь сегодня» в разных сюжетах. Кто именно угрожает независимости Беларуси, не называет ни одно СМИ. Говорят также и о давлении, в том числе информационном. Но не называют акторов.

ОНТ самым подходящем временем для деструктивных действий назвал избирательный период. Повторяющийся манипулятивный нарратив формирует у зрителей убеждение, что смена власти небезопасна, связана с угрозой национальным интересам, хаосом, не может произойти мирным путём. ОНТ иллюстрирует эту мысль примерами цветных революций в Сербии, Грузии и Украине, которые повлекли за собой жертвы и ухудшение положения в стране. СМИ искусственно приравнивает ситуацию в Беларуси к перечисленным странам. Таким образом медиа запугивает аудиторию. Отметим, что манипулятивная конспирологическая теория о внешнем влиянии на Беларусь и угрозе независимости на фоне выборов в беларусских государственных СМИ звучит с мая.

В другом сюжете ОНТ заявляет: «Отказаться от них (безопасности, свободы и суверенитета, — MediaIQ) чаще всего подталкивает желание завтра жить чуть лучше, чем вчера. Но здесь есть нюансы, о которых подробнее могут рассказать литовцы, украинцы, латыши... Чтобы завтра было чуть лучше, людям предлагают немножко отказаться от суверенитета и самоидентичности. Уступить буквально один шаг. А послезавтра оказывается, что жить стали даже немножко хуже, а новый выбор сделать уже нельзя». Автор не уточняет, о каких событиях идёт речь, что могут рассказать украинцы, литовцы, латыши, каким образом и кому они уступили свой суверенитет, что получили взамен. Так нарушается стандарт отделения мнений от фактов и применяется манипулятивная семантика.

В сюжетах о посещении Лукашенко подразделений МВД государственные СМИ не только создают вымышленную угрозу и запугивают зрителей, но тут же успокаивают их. Например, ОНТ в материале о спецназе уверяет, что «У нас есть за что бороться, есть кому защитить страну, независимость и белорусов. И наша безопасность — в надежных руках». Это повторяющееся утверждение. Таким образом ОНТ создаёт контраст: есть неназванный «враг» и конкретный «друг».

ОНТ в репортаже о праздновании 3 июля утверждает, что, хотя война закончилась в 1945-м, борьба за независимость продолжается каждый день. Телеканал уравнивает военные действия прошлого с ситуацией сегодня. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и подмена понятий. Далее ОНТ апеллирует к личности президента: уверяет, что Лукашенко никогда не сдаст суверенитет.

 

Выводы

Государственные СМИ чаще нарушали стандарты информационной журналистики в новостях на тему выборов (в 99% исследуемых сюжетов нарушен хотя бы один стандарт). Пропаганда у государственных СМИ в новостях о выборах зафиксирована в 71% материалов, в заметках на другие темы — в 50%.

Независимо от темы, СМИ чаще нарушают стандарт отделения мнений от фактов. Негосударственные — в 6% новостей, государственные — в 66%.

У государственных СМИ самые низкие баллы получили новости о выборах, действиях властей, в частности, рабочих командировках и выступлениях Лукашенко, и о деле «Белгазпромбанка».

В июле государственные СМИ в позитивной тональности рассказывали о командировках Лукашенко по Беларуси, давали положительные оценки беларусской экономике, но не называли конкретные цифры, подтверждающие её успех. Государственные СМИ от своего имени оценивали значение новых объектов инфраструктуры, на открытии которых присутствовал президент. В этих сюжетах медиа нарушали стандарт отделения мнений от фактов.

По версии госТВ, в электоральную кампанию вмешивают силы извне, расшатывают страну и угрожают ее суверенитету.

В негосударственных СМИ — зафиксированы единичные нарушения стандартов.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
«Националисты – базис нацизма»: как беларусские медиа нарушали стандарты в мае
Читать далее
Мониторинг
«Поступок латвийский, а стыд испанский». Отчёт по манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Дело «о перевороте» в Беларуси переформатировало повестку дня. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в апреле 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Ущербное существо», или Заговорщик «винни-пух». Отчёт по манипуляциям в апреле
Читать далее
Мониторинг
Belarusian-Russian integration is among the most popular topics in the Belarusian media. Kremlin narratives in Belarusian media – March 2021
Читать далее
Мониторинг
Беларусско-российская интеграция выходит в ТОП беларусских СМИ. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в марте 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Вели работу по героизации нацистов, оккупантов и их пособников»: как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле
Читать далее
Мониторинг
Ярлык фашизма на протестном движении. Отчёт по манипуляциям в марте
Читать далее
Мониторинг
The Kremlin made no sign of being upset with Aliaksandar Lukashenka. Kremlin narratives in Belarusian media – February 2021
Читать далее
Мониторинг
Кремль не проявлял обиду на Александра Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в феврале 2021 года
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.