Год после выборов: как национальные медиа нарушали стандарты в августе

Поделиться:

Год после выборов: как национальные медиа нарушали стандарты в августе

Официальная пропаганда обвиняет «коллективный Запад», НАТО, независимые СМИ и НКО в попытке захвата власти. Обесценивает людей, которые пожаловались на насилие со стороны силовиков, использует миграционный кризис и жестокость «Талибана» для информационных атак на страны ЕС.

Обзор результатов

В августе в рейтинге мониторинга лидером в соблюдении стандартов информационной журналистики стали Naviny.by (4.96), за ними следуют Euroradio и Z*rkalo.io (4.95), «Наша Ніва» (4.91) и «Спутник Беларусь» (4.60).

Наименьший балл — у телеканала «Беларусь 1» (3.26). Чуть лучше ситуация у ОНТ  (3.42), «СБ. Беларусь сегодня» (3.58) и СТВ  (3.82).

Лидерами по пропаганде в августе стали «Беларусь 1» (64.55 % от общего числа исследованных сообщений), СТВ (58.37 %) и ОНТ (55.49 %).

Государственные СМИ чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов (в 59.89 % от всех исследуемых новостей) и полноты информации (45.68 %).

 

 

Государственные СМИ из 718 исследуемых сюжетов в 93.89 % нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики или использовали пропаганду.

 

Разбор кейсов

Пропаганда и нарушение стандартов информационной журналистики

Через год после начала массовых акций против фальсификации выборов и насилия над демонстрантами со стороны силовиков государственные СМИ пропагандируют собственную сконструированную версию тех событий как объективную реальность. Государственные телеканалы утверждают, что страны коллективного Запада и США задались целью «расшатать», «перевернуть» и «раскачать» Беларусь. Реализация этого плана продолжается и сегодня.

Продвигать сфабрикованную версию общественно-политических событий последнего года государственным медиа позволяют нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда. Нарушают стандарт полноты информации, не сообщают факты, а вместо них озвучивают своё мнение. Не предоставляют слова оппонентам власти, нарушают баланс мнений, из-за чего невозможно понять всю картину происходящего. В материалах ссылаются на единое мнение всех беларусов.

 

«Третья мировая война не просто страшилка»

ОНТ систематизирует и классифицирует врагов Беларуси, схематично описывает направления, по которым якобы ведется гибридная война в отношении страны. Среди обозначенных векторов – военный, внешний, информационный. Телеканал продолжает запугивать зрителей интервенцией со стороны НАТО. «Для кого секрет, что на западных рубежах идёт наращивание милитаристского потенциала от блока НАТО?»,   апеллирует к публике и задаёт риторический вопрос ОНТ. Журналист продолжает озвучивать своё мнение, но не приводит конкретные данные. «Новые базы, переброска контингента, отработка сценария, в котором есть место нападению». Это нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.

«Беларусь 1» также запугивает свою аудиторию войной. «Мы живём в эпоху, когда Третья мировая война не просто страшилка, а вполне реальная угроза». Телеканал уверяет, что беларусы привыкли воспринимать независимость как нечто само собой разумеющееся и использует градацию: «но сегодня это борьба, борьба за свое суверенное государство». Далее СМИ конструирует свою схему возможного противостояния союза России и Беларуси против НАТО. «Только заявление о том, что Беларусь рассматривает возможность закупок ЗРК [зенитно-ракетный комплекс. – Media IQ] у России, вызвало у НАТО настоящий переполох», – уверяет «Беларусь 1», но реакцию представителей НАТО не приводит.  «Дело в том, что решение заведомо обнулит многие потенциальные усилия НАТО и целесообразность некоторых закупок, на которые уже подписаны контракты», – продолжает транслировать свои догадки телеканал и не уточняет, о каких именно закупках и контрактах идёт речь, откуда журналист располагает такой информацией. «Беларусь 1» без ссылок на источник описывает план развития военных действий на территории других государств: Литвы, Латвии, Польши и Украины. По мнению СМИ, мощности армий Беларуси и России это обеспечат. Технические способности армии НАТО и разрушительная сила их оружия не уточняется. Телеканал распространяет домыслы, нарушает стандарты отделения мнений от фактов и достоверности.

 

«Антироссийский санитарный кордон»

Второй пункт созданного пропагандой мифа – внешнее политическое давление. «Бывшие советские республики должны стать антироссийским санитарным кордоном, чтобы в нужный момент превратиться в огненный пояс», – продвигает конспирологическую теорию «Беларусь 1».

«Беларусь 1» ссылается на заявление депутатов Европарламента Манфреда Вебера, Сандры Калниете и Андрюса Кубилюса, и уверяет, что «в годовщину своего провала в нашей стране еврочиновники в открытую призвали готовить государственный переворот в Беларуси по тому же сценарию, что и в Украине, а дальше продвижение европейской демократии к восточным беларусским границам, под Смоленск». Это вольная интерпретация телеканала, в заявлении политиков ничего нет про Россию, Украину, не звучат призывы к госперевороту. Но есть озабоченность репрессиями против журналистов, блогеров, оппозиционных политиков, высказывания о плане поддержки Беларуси после победы демократической революции. Об этом телеканал умалчивает. «Беларусь 1» транслирует фейковое мнение и нарушает стандарт точности.

 

«Участвовали в попытке свержения государственной власти»

Следующие виноватые в гибридной войне против Беларуси, которую ведут ЕС и НАТО, – это независимые СМИ и НКО. Образ врага для независимых СМИ государственные медиа создают уже год, информационная атака на организациигражданского сектора началась вместе с волной их ликвидации.

«Беларусь 1» уверяет, что экстремистскими были признаны СМИ, которые «активно принимали участие в дискредитации Беларуси». Какие именно СМИ были признаны экстремистскими и каким образом они дискредитировали Беларусь, телеканал не уточняет. Журналист заявляет, что независимые СМИ «активно работали в интересах других государств, создавали обстановку социальной вражды и участвовали в попытке захвата и свержения государственной власти». Своё обвинение «Беларусь 1» ничем не подтверждает, слово независимым СМИ не предоставляет, распространяет догадки вместо фактов.

В августе госмедиа упоминают о нарушении налогового законодательства независимыми СМИ. СТВ даже не называет СМИ, которые проходят по делу о неуплате налогов, а только без ссылок на источники утверждает, что «у некоторых сотрудников в предвыборный период зарплаты порой доходили до десятков тысяч долларов». И далее транслирует своё мнение: «Но любое дело, связанное с неуплатой налогов, сейчас обрастает политическими фейками. Так удобно бессовестно пытаться уходить от ответственности». СМИ нарушает стандарт полноты информации и фабрикует информацию. Телеканал опускает бэкграунд новости, не напоминает зрителям о количестве независимых журналистов, которые находятся в местах лишения свободы, не озвучивает их мнение или мнение их адвокатов. Не упоминает о блокировке самих ресурсов, а также о том,  что задержанных журналистов правозащитники признали политическими заключёнными.

 

«Раз-ру-шать»

Следующие виноватые в попытке государственного переворота и развала страны по версии госТВ – некоммерческие организации. ОНТ манипулирует мнением аудитории: «вроде как, например, улучшают экологию или заботятся о жизни животных, а на деле, оказывается, создавались они с целью – раз-ру-шать». «Беларусь 1» уверяет, что из 3 тысяч НКО в целях национальной безопасности было ликвидировано около двух десятков. Но к 26 июля было ликвидировано не менее 56. Это нарушение стандарта точности и замалчивание неудобных фактов.

Государственные СМИ не информируют, какие конкретно НКО и за что были ликвидированы, чем они занимались, не озвучивают мнение их учредителей. Вместо этого «Беларусь 1» без ссылок на источники и в свободной интерпретации рассказывает о якобы губительном действии НКО на Литву и Украину. Телеканал связывает приход в Украину USAID (Агентство США по международному развитию) в 1992 году с падением уровня жизни и ростом цен. Фактов падения уровня жизни СМИ не приводит, это нарушение стандарта полноты информации и манипуляция. Вместе с тем в январе 2021 года USAID выделило беларусскому государству финансирование в размере $1.7 миллиона для оказания помощи в противодействии пандемии COVID-19. Об этом телеканал не вспоминает.

 

«Истинное лицо европейской демократии»

Государственные телеканалы продолжают демонизировать ЕС и ту часть беларусской оппозиции, которая находится за рубежом. На протяжении года для таких информационных атак их обвиняли  в фашизме, неофашизме и манипуляциях с историей Второй мировой войны. В августе госмедиа для конструирования манипулятивных утверждений используют ещё и свежие примеры из текущей повестки дня.

Миграционный кризис на беларусско-литовской границе и смерть мигранта для государственных СМИ стали поводом упрекать ЕС в нечеловеческом обращении с людьми. При этом мнение пограничных служб этих стран в сюжетах не звучит, высказывается только беларусская сторона. «Беларусь 1» рассказывает о стрельбе в спину, травле собаками, избиениях дубинками и называет это «истинным лицом европейской демократии» и «визитной карточкой "цивилизованного мира"». Обвиняет соседние страны-члены ЕС в геноциде и использовании методов Третьего рейха. В другом сюжете телеканал уверяет, что такой уровень агрессии и насилия не позволяет себе даже радикальный «Талибан».

В сюжетах о миграционном кризисе госСМИ противопоставляют жесткость демократической Европы и помощь диктаторской Беларуси. «Ну, а от "гостеприимства" стражей европейских границ беженцы бегут и ползут за помощью в последнюю диктатуру Европы», – нарушает стандарт отделения мнений от фактов и использует контраст СТВ. «СБ. Беларусь сегодня» в материалах про жестокое обращение литовских пограничников с мигрантами ссылается на абстрактных иностранцев и беженцев, не называет имена. Это нарушение стандарта достоверности.

Приход «Талибана» к власти госСМИ использовали для дискредитации Павла Латушко. «Беларусь 1», ОТН и СТВ в один голос уверяют, что Латушко создаёт беларусский аналог «Талибана». При этом ни один канал не озвучивает слова самого Латушко, в сюжетах только показывают видео с ним, голос не звучит.

 

«Регулярные гейропейские игрища»

В августе 2021 года государственные медиа продолжают отрицать насилие со стороны силовиков и пытки политических заключённых (как и наличие таковых) в местах лишения свободы. Триггером для госСМИ для возврата к этой теме стали вопросы зарубежных журналистов к Лукашенко во время «большого разговора» о пытках и насилии. «Зрители и читатели CNN, ВВС, Wall Street Journal были в шоке от однотипных фейковых и скучных вопросов об одном и том же», – заявляет «Беларусь 1», но реакцию зрителей и читателей не демонстрирует, сами вопросы не озвучивает.

Государственные медиа вместо того, чтобы озвучить вопросы зарубежных журналистов, транслируют свои оценки. Так, по их мнению, схожие вопросы – признак несамостоятельности и зависимости медиа. «Иностранные СМИ не заинтересованы в обсуждении повестки развития Беларуси. Им интересно поддерживать тот уровень истерии, который они формировали весь предыдущий год», – считает «Беларусь 1». ОНТ присутствие «представителей прессы буквально с полярными взглядами» называет демократией. ГосСМИ смещают акцент с предмета вопросов иностранных медиа на своё придуманное обвинение в их несамостоятельности. Это манипуляции и нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.

«СБ. Беларусь сегодня» выпустил интервью с заместителем председателя Следственного комитета Анатолием Васильевым, в котором отвергаются факты насилия силовиков над задержанными протестующими. Журналистка уверяет, что жалобы людей на жестокость силовиков – «большая ложь провалившегося заговора», и обвиняет независимые СМИ, что те искали пострадавших для вброса информации, а факты жестокости силовиков – «срежиссированные постановки для заграничной публики и иностранной прессы».

«Задержанный 11 августа на пр. Победителей в Минске участник незаконной акции гражда­­нин Х., освободившись из изолятора временного содержания, тоже пошёл к медикам. Уверял, что били и насиловали омоновцы. Доктора посмотрели: нет, говорят, не надо выдавать свои регулярные гейропейские игрища за что-то другое. Медзаключение подтвердило: телесных повреждений, заявленных им, нет», – уверяет портал «СБ. Беларусь сегодня». Автор публикации Людмила Гладкая нарушает стандарт достоверности и не сообщает, откуда у неё такая информация, узнала она её от заместителя председателя СК или нет. Пересказ слов пострадавшего – имитация баланса мнений, журналист транслирует позицию гражданина со слов его оппонента – СК. «СБ. Беларусь сегодня» озвучивает информацию, якобы полученную от медиков, снова без ссылки на источник. Непонятно, кому абстрактные доктора и на каком основании рассказывают о медицинском заключении. Зато портал продвигает мнение автора, которое звучит якобы от врачей, что гражданин Х получил травмы во время «регулярных гейропейских игрищ». «СБ. Беларусь сегодня» пренебрегает стандартами баланса мнений, отделения мнений от фактов, достоверности, унижает и высмеивает человека, который пожаловался на насилие.

 

«Этот день патриоты называют нашей победой»

На фоне резко негативной новостной повестки про миграционный кризис и внешние угрозы – позитивная провластная риторика. Государственные телеканалы хвалят Лукашенко в материалах про «большой разговор», преувеличивают значимость события, а сам диалог называют честным и откровенным. «Беларусь 1» считает, что «в среде политиков и простых людей Лукашенко заработал имидж правдоруба». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и манипулятивная семантика.

Собственная схема событий беларусской демократической революции, отрицание добровольного и массового участия беларусов в акциях протеста, мнимая угроза войны, умалчивание про эскалацию репрессий позволяет государственной пропаганде спустя год праздновать победу действующей власти.  «Этот день патриоты называют нашей победой. Ровно год назад сторонние силы предприняли попытку отобрать у беларусов страну, развернули жесткую информационную войну», – продвигает собственный миф СТВ. И уточняет, что «выстоять удалось лишь благодаря единству, сплочённости и любви к своей Родине».

На фоне утверждения победы действующей власти государственные СМИ продвигают иллюзию перемен и имитацию диалога. «Беларусь 1» анонсированные изменения в Конституции преподносит как перемены, за которые выступали оппоненты власти. Телеканал уверяет, что «та самая маргинальная оппозиция, которая так ратовала за распределение полномочий и новую Конституцию, теперь от неё отмахивается. Никакие перемены оказались не нужны, если они наступают без захвата власти». СМИ подтасовывает факты и манипулирует мнением зрителя: у оппозиции не было плана захвата власти, она хотела прийти к власти законным путём через честные свободные выборы.

ОНТ создаёт имитацию диалога, уверяет, что «для реальных перемен ведь есть инструмент – волеизъявление граждан». СМИ не уточняет, каким образом граждане могут донести свою волю и каков механизм принятия решения с учётом пожеланий людей. В другом сюжете телеканал называет шагом навстречу, компромиссом, «чтобы не допустить откровенного кровопролития и даже гражданской войны», визит Лукашенко в СИЗО КГБ. Медиа не объясняет, в чём именно заключался компромисс, как эта встреча помогла не допустить кровопролития или гражданской войны. Государственная пропаганда интерпретирует события в выгодной для себя форме, неудобные факты заменяет собственными позитивными оценками, таким образом манипулирует мнением аудитории.

 

«Верное стратегическое решение»

Из нарратива о победе действующей власти над «революцией» вытекает следующая цепочка достижений: благодаря тому, что Беларусь выбрала свою модель борьбы с коронавирусом и не закрыла предприятия, экономика страны растёт. В таких оценках госмедиа противопоставляют Беларусь другим странам: каким конкретно, не называют.  «Беларусы оказались сильнее технологий цветных революций. Стойко держим и удар санкциями. Экономика растёт это результат и верного стратегического решения: не останавливать предприятия в пандемию», – внушает зрителям «Беларусь 1». Телеканал ссылается на беларусов, преподносит мнение части населения как позицию всего народа. СМИ нарушает стандарт точности и выдаёт желаемое вместо действительного.

В августе самая большая гордость государственных СМИ – открытие в Петрикове горно-обогатительного комплекса. Телеканалы «Беларусь 1», ОНТ и СТВ в один голос говорят о его перспективности, быстрой окупаемости и высоком доходе. Объясняют это грядущим мировым голодом и высоким спросом на продовольствие. «В мире недоедают полтора миллиарда человек. Спрос на продовольствие колоссальный, из-за коронавируса вопрос стал ещё острее», – уверяет «Беларусь 1». Но высокий спрос на продовольствие и голод не означают автоматический успех удобрений из Петрикова на рынке. Телеканал не рассказывает о реальных партнёрах предприятия, предварительных договорённостях с покупателями. В другом сюжете «Беларусь 1» заявляет, что «без белорусских [удобрений. – MediaIQ] урожай, считай, половины планеты был бы под вопросом». Своё утверждение телеканал не подкрепляет никакими данными. Доля «Беларуськалия» на мировом рынке минеральных удобрений – около 20 %, но это не означает, что от беларусских удобрений зависит урожай половины планеты.

О планетарных масштабах беларусской экономики заявляет и СТВ. «За четверть века “Гомсельмаш” уверенно закрепился в пятёрке крупнейших производителей зерноуборочных комбайнов на планете». Согласно данным маркетинговых исследований Market Reports World и Agri Evolution Alliance, «Гомсельмаш» не вошёл в топ-10 лидеров-производителей комбайнов в 2020 году. Это нарушение стандарта точности, распространение фейковой информации.

 

Выводы

При освещении общественно-политических новостей в Беларуси государственная пропагандистская машина придерживается выбранной год назад стратегии: конструирует собственную версию событий после выборов, запугивает аудиторию Третьей мировой войной, уверяет, что внутренние противоречия в стране отсутствуют, есть только влияние внешних врагов. Среди таких врагов, помимо США, НАТО и стран ЕС, уехавшей за границу оппозиции, оказались независимые беларусские СМИ и некоммерческие организации.

Государственные СМИ так же, как и год назад, отрицают жестокое отношение силовиков к задержанным демонстрантам и пытки в местах лишения свободы, которые продолжаются до сих пор. Так, госСМИ нарушают стандарты полноты информации, отделения мнений от фактов (реальные события заменяют своими версиями), баланса мнений (голоса пострадавших в сюжетах не звучат).

В противовес резко негативной новостной повестке про миграционный кризис и внешние угрозы пропаганда использует позитивную провластную риторику. Государственные СМИ празднуют победу над «революцией», уверяют, что страна выстояла. Из нарратива о победе вытекает следующая цепочка достижений: благодаря тому, что Беларусь выбрала свою модель борьбы с коронавирусом и не закрыла предприятия, экономика растёт. В таких оценках госмедиа используют контраст: противопоставляют Беларусь другим странам; каким конкретно, не называют.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Media IQ начинает мониторинг телеграм-каналов​
Читать далее
Мониторинг
Ковидный телеграм: в сентябре лидировал белый шум
Читать далее
Мониторинг
«Против нашей страны идёт война»: как национальные СМИ нарушали стандарты в июле
Читать далее
Мониторинг
«Идёт большая геополитическая игра в шахматы»: как национальные СМИ нарушали стандарты в июне
Читать далее
Мониторинг
Беларусские медиа: гендерный аспект. Исследование за апрель-июнь
Читать далее
Мониторинг
«Националисты – базис нацизма»: как беларусские медиа нарушали стандарты в мае
Читать далее
Мониторинг
«Поступок латвийский, а стыд испанский». Отчёт по манипуляциям в мае
Читать далее
Мониторинг
Дело «о перевороте» в Беларуси переформатировало повестку дня. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в апреле 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Ущербное существо», или Заговорщик «винни-пух». Отчёт по манипуляциям в апреле
Читать далее
Мониторинг
Belarusian-Russian integration is among the most popular topics in the Belarusian media. Kremlin narratives in Belarusian media – March 2021
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.