«День народного единства»: исторические манипуляции официальной пропаганды

Поделиться:

«День народного единства»: исторические манипуляции официальной пропаганды

7 июня Александр Лукашенко подписал указ об учреждении Дня народного единства, который будет отмечаться 17 сентября – в день вступления советских войск в 1939 году на территорию Западной Беларуси, которая тогда была частью Польши.

«Рижский мир – трагедия»

Уже 8 июня «СБ.Беларусь Сегодня» опубликовала набор мнений историков и преподавателей истории, который совпадал с сообщением на сайте https://president.gov.by. Комментаторы сходились на отрицательной оценке Рижского мира 1921 года, который привел к разделению Беларуси на западную и восточную части, осуждали польскую ассимиляцию западнобелорусского населения, говорили о положительной роли присоединения Западной Беларуси к Восточной.

«Межвоенное почти 20‑летие, когда Западная Белоруссия находилась в составе Польского государства, отложило свой отпечаток в национальном сознании белорусского народа. Подавляющее большинство белорусских национальных деятелей – симпатизировали ли они советской власти или были критично настроены к ней – едины во мнении, что Рижский мир – это трагедия нашего народа. Фактически польские власти проводили политику ассимиляции белорусского населения», – цитировала «СБ» слова Вячеслава Даниловича, ректора Академии управления при Президенте, кандидата исторических наук.

Однако, с точки зрения современных знаний о происходящем в Западной и Восточной Беларуси, о советском массовом терроре в мирное время, голоде и нищете – следовало бы отметить, что Рижский мир был трагедией прежде всего для тех белорусов, которые попали под власть СССР.

Так, в единственном лагере для политических заключенных, который существовал в межвоенной Польше, с 1934 по 1939 год было около 3000 заключенных, из которых умерло от 4 до 20 человек.

В СССР только официально по политическим мотивам («за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления») было расстреляно в 1937-1938 годах около 680.000 человек. Число заключенных колебалось от 1,5 миллиона до 2,7 миллиона человек ежегодно.

 

«Республика стала единой»

Официальные СМИ регулярно ставят вместе названия «Год народного единства» и «День народного единства», поясняя, что 17 сентября 1939 года, якобы, «Беларусь стала единой».

Под «восстановленным единством» в современности некоторые спикеры госСМИ понимают прекращение массовых акций протеста национально-демократических сил в 2021 году.

«Людей запутали разного рода общественные и прочие «деятели». Я бы даже сказал обманули. Других причин выхода белорусов на шествия, акции протеста просто не вижу. Историю в школе учили все, если кто-то пропустил уроки, то это исключительно его проб­лемы. Было время, когда нас и вовсе хотели разорвать на куски. И разорвали. Слава богу, все восстановилось, мы смогли объединиться. Я доволен, что у нас появится свой праздник, и именно с такой формулировкой», – проводит прямую параллель руководитель речицкого военно-патриотического Центра специальной подготовки для допризывной молодежи «Скиф» Владимир Габров.

Фото: Скриншот с сайта sb.by

Получается, День народного единства в такой трактовке – это когда Красная армия пришла, а Беларусь так независимости и не получила.

«Считаю символичным, что День народного единства будет отмечаться 17 сентября, в день, когда республика стала единой и неделимой, когда проживающие по разные стороны несправедливо установленной границы люди смогли, как и раньше, общаться, дружить, крепить свою страну», – цитирует «Сельская газета» героя Соцтруда Евгения Кудинова из Бреста.

Исторические факты свидетельствуют об обратном. Уже в 1940 году часть новой территории БССР Сталин отдал Литве – Гадутишковский, Поречский и Свенцянский районы.

Через год Сталин согласился всю Западную Беларусь вернуть полякам! 30 июля 1941 года было подписано польско-советское соглашение, по которому признавались утратившими силами немецко-советские договора о дружбе, по которым СССР получал Западную Беларусь и Украину. Международно признанное польское правительство находилось тогда в Лондоне, и соглашение с ним открывало Москве дорогу к получению военной и экономической помощи США и Британии, а также дало начало формированию в СССР польских военных частей для войны против Германии.

Позднее, в 1944 году, Сталин, планируя коммунистическое правительство Польши, отдал ей большую часть Западной Беларуси уже не только на бумаге, но и в реальности – Белостокскую область и часть Брестской. Всего «единая и неделимая» БССР потеряла до 1955 года 16 тысяч квадратных километров территории.

Кроме того, в 1939 году пограничные войска СССР по-прежнему не допускали свободного движения белорусов из западной части страны в восточную или наоборот. Окончательно границу между двумя частями Беларуси снесла не Красная армия в 1939 году, а танки вермахта в 1941.

 

«Деградирующие предатели против»

Критикующих введение нового праздника ярко охарактеризовал в газете «Республика» заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук, кандидат философских наук Николай Щекин: «Конечно, сейчас мы услышим со стороны агрессивных оппонентов слова негодования, озлобленности, что будет свидетельствовать об их нравственном бессилии и моральной деградации».

Фото: Скриншот с сайта godedinstva.b

«Часто между соседями историческая фактология находится на грани пересечения и утверждается той народностью, которая более справедливо относится к своей судьбе», – что хотел сказать следующей фразой кандидат философских наук, осталось для автора этой статьи загадкой.

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат исторических наук, связал введение новой праздничной даты с последними событиями в стране, например, с Всебелорусским народным собранием в начале 2021 года, которое «символизировало завершение сложного периода нашей истории, связанного с открытым противостоянием».

По его словам, некая «общественность» выступала за празднование 17 сентября и ранее, но против официального празднования 17 сентября выступали «наши дипломаты», которые «откровенно поддавались такому [польскому] давлению».

Более того, новый праздник – последствие «августа 2020-го года»: «А вот затем отдельные чиновники (некоторые из них в августе предали страну, которой раньше якобы служили) стали затирать 17 сентября. Нужно говорить сейчас об этом прямо и открыто. Общественность неоднократно ставила вопрос о придании исторической дате государственного статуса, а хитроумные бюрократы только воротили нос, волокитили дело… И вот август 2020-го встряхнул всю нашу систему, мы вновь вспомнили о том дне, той эпохе, когда жители Западной Белоруссии встречали Красную армию».

Пафос сотрудника БГУ вызывает много вопросов, если учитывать, что 17 сентября 1939 года один режим, который не допускал существования независимой Беларуси, был сменен в Западной Беларуси другим режимом, который не допускал существования независимой Беларуси, только куда более жестоким, чем предыдущий.

«Сейчас наша задача – сделать так, чтобы 17 сентября, особенно в этом году, стало незабываемым праздником. Он должен напоминать нам, кто мы и откуда, вселять гордость за наш народ», – пишет Гигин.

Однако Гигин не поясняет, какой именно народ и почему должен гордиться событиями 17 сентября, учитывая то, что вхождение советских войск в Западную Беларусь было обусловлено соглашением между Сталиным и Гитлером и успешным вторжением немецких войск в Польшу за 2 недели до этого.

"Освободителей" с востока и запада приветствует в 1939 году деревня Ивахновичи, Брестская область. Источник

Что касается «напоминать нам, кто мы и откуда» – видимо, имеется в виду что сталинский СССР и гитлеровская Германия стали повивальными бабками «праздника» 17 сентября?

 

«Ответ Польше»

Учреждение новой праздничной даты также рассматривается как некая реакция на поддержку белорусских национально-демократических сил властями Польши в 2020 году, на исторические нарративы восточноевропейских стран.

«Это в том числе ответ польскому государству на агрессивную историческую политику в отношении Беларуси. Праздник также имеет общий контекст с принятием нового законодательства о противодействии экстремизму и недопущению реабилитации нацизма. Фактически сегодня такое государство, как Польша, одновременно руководит экстремистскими формированиями в Беларуси, финансирует публичную деятельность, связанную с реабилитацией нацизма в Беларуси, и при этом высказывает открытые территориальные притязания на наши территории. На это требовался как публичный ответ общества – установление праздника Дня народного единства 17 сентября, так и изменение нормативной базы», – цитирует «СБ.Беларусь Сегодня» слова члена Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сергея Клишевича.

«Официальное празднование 17 сентября – решительный и неконвенциональный шаг Лукашенко. Это сокрушительный удар по внешнеполитическим позициям Польши, для которой 17 сентября – «черный день календаря», «удар в спину» и «четвертый раздел Речи Посполитой». Отрицается вся восточноевропейская мифология Второй мировой, согласно которой истоки войны – в пакте Молотова – Риббентропа, а нападение Гитлера на Польшу и присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР – его прямые следствия», – цитирует «Народная газета» политолога Александра Носовича.

Польшу в этой связи обвиняют в ностальгии по границам межвоенного периода.

«Вызывает беспокойство Польша и ее растущие геополитические амбиции, желание вернуться к событиям 1921 года. Украина и прибалтийские страны со своим хамством и нежеланием быть добрыми соседями», – приводит «Сельская газета» слова депутата Палаты представителей Жанну Чернявскую.

 

«Должны оценивать как в 1939 году»

Лейтмотивом публикаций в госСМИ можно назвать эту фразу Игоря Марзалюка, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, доктора исторических наук:

«17 сентября мы должны оценивать так, как эту дату оценивали и в Западной, и в Восточной Белоруссии в 1939 году. А тогда ни один белорусский национальный деятель, в том числе с антикоммунистическими взглядами, не порицал и не выступал против объединения».

Действительно, в первые дни и даже месяцы после сентября 1939 года западные белорусы, большинство из которых не имело представления о реалиях жизни в «свободной советской Беларуси», с надеждой смотрели на новую власть. Более того, они и немецкую армию, которая входила в Западную Беларусь с противоположной стороны, зачастую встречали цветами.

Немецкие солдаты с цветами в Белостоке, 1939 год. Источник. 

Материалы по теме

Читать далее
Чтиво
Российские радикалы о Беларуси в год протестов: диктатура как меньшее зло
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Беларусь – страна, в которой хочется жить». Обзор авторских рубрик на «Беларусь 1» и ОНТ
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Российские СМИ о конституционной реформе в Беларуси
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Кому хуже сделали, надо подумать». ГосСМИ о санкциях, мигрантах и выходе из «Восточного партнёрства»
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Почему Светлана Тихановская не является лидером оппозиции
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Кремль делает акцент: только благодаря России Беларусь может выстоять под западными санкциями
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Главными темами на госТВ стали «базар», «террор», встреча Лукашенко и Путина и конфликт с ЕС
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Это авгиевы конюшни, которые оставила здесь старая западная кобыла». 10 авторских рубрик на СТВ
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Вход туда возможен только через «заднюю» дверь». Как «Беларусь 1» освещал беспорядки в Грузии из-за ЛГБТ-парада
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Польский след беларусских протестов». ГосСМИ комментируют слитую переписку первых лиц Польши
Чтиво
Редакции:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.