«Cтрана скатывается до статуса изгоя». Беларусь и Россия после инцидента с самолетом Ryanair через призму российских СМИ

Поделиться:

«Cтрана скатывается до статуса изгоя». Беларусь и Россия после инцидента с самолетом Ryanair через призму российских СМИ

Российские СМИ много внимания уделяют вопросу отношений Беларуси и России на фоне инцидента с экстренной посадкой самолета в Минске. СМИ расставляют акценты и обращают внимание аудитории на определенные нюансы и обстоятельства.

О роли России в инциденте с самолетом Ryanair

Российские СМИ, как государственные, так и негосударственные,  единообразно дали информацию о возможном участии и роли России в деле с экстренной посадкой самолета.

«Эхо Москвы», упоминая интервью агентству Reuters министра иностранных дел Великобритании Доминика Рааба, утверждает, что «Лондон не нашел доказательств причастности Москвы» к принудительной посадке самолета в Минске. «Эхо» отмечает, что ранее он допускал такую возможность. По мнению Рааба, «сложно поверить, что подобные действия Белоруссия могла бы осуществить без хотя бы молчаливого согласия России».

Фото: Скриншот с сайта echo.msk.ru

О реакции Европарламента

Телеканал «Россия 24» обращает особое внимание своих зрителей на то, что:

  • в резолюции Европарламента присутствует недовольство «финансовой поддержкой, оказываемой Москвой Минску»;
  • Европарламент «озабочен тесным сотрудничеством спецслужб двух государств»;
  • депутаты Европарламента намерены «ограничить доступ белорусских дипломатов в здания ведомства в Брюсселе» и пересмотреть «обмен информацией с посольством» Беларуси;
  • Европарламент «призовет страны ЕС как можно быстрее расширить список юридических и физических лиц, к которым применят санкции»;
  • депутаты Европарламента «выступают за прекращение сотрудничества и финансирования государственных банков» Беларуси.

Фото: Скриншот с сайта vesti.ru

Особое внимание акцентируется на вероятность, что «Минску временно приостановят участие в системе SWIFT».

«Ъ» упоминает и о предложении Европарламента ввести «ограничения против государственных и частных компаний, которые контролируются белорусским режимом, секторальные санкции против нефтяного, нефтеперерабатывающего сектора, калийной, сталелитейной и деревообрабатывающей промышленности». При этом ресурс не забывает напомнить, что решение «носит рекомендательный характер для стран ЕС».  

 

Направления и темпы интеграции

Российские СМИ ожидаемо не уходят от темы интеграции и планируемого совместного будущего Беларуси и России. Телеканал «Россия 24» предлагает своим зрителям заявление чрезвычайного и полномочного посла РФ в Беларуси Евгения Лукьянова о том, что «речь не идет о поглощении одной экономики другой. Речь идет о том, чтобы на внешних и внутренних рынках мы не были конкурентами». Далее Лукьянов рисует образ ожидаемого будущего: «Производители и поставщики двух стран продукции имеют равный доступ на своих рынках, заводы двух экономик дополняют друг друга, поставляя комплектующие».

Лукьянов подчеркивает, что Беларусь и Россия должны быть «взаимодополняемы», а экономики государств необходимо «интегрировать».

«Ъ» также ссылаясь на заявление Евгения Лукьянова, акцентируется не только на рассуждениях о том, что «речь не идет о поглощении экономикой одной страны экономики другой», но и на согласовании «дорожных карт» по «углублению белорусско-российской интеграции». Лукьянов утверждает, что их согласование «находится на завершающей стадии». По его словам, как уверяет «Коммерсантъ», «процесс согласования «дорожных карт» продолжается, осталось незавершенной работа только по 28-й карте… согласование 27-й карты в целом завершено, остались определенные внутригосударственные процедуры».

«Ъ» отмечает следующие моменты в заявлении Лукьянова:

  • нужно «вместе быть конкурентоспособными на внешнем рынке и выстраивать отношения так, чтобы интеграция была выгодна для обеих стран»;
  • главное в интеграции и развитии союзного государства — «двигаться эволюционно, а не совершать революционные шаги».

INTERFAX.RU информирует о необходимости «согласовать последнюю из "дорожных карт" по интеграции, которая касается энергоносителей». Цитируя посла РФ в Минске Евгения Лукьянова, ресурс рассказывает о том, что несогласованными остались вопросы связанные с  «энергоносителями, взаиморасчетами, ценами и акцизами». А «дорожная карта» по вопросам налогообложения «в целом принята, остаются внутригосударственные процедуры».

INTERFAX.RU предлагает своей аудитории и заявление посла Беларуси в РФ Владимира Семашко, который предполагает, что Минск и Москва «в сентябре-октябре могут подписать полностью согласованный пакет из 28 «дорожных карт» по углубленной интеграции». Ресурс отмечает, что по мнению Семашко, «самая сложная задача — унификация налогового и таможенного законодательств».

 

О финансировании Telegram-канала Nexta из России

Не стало неожиданностью активная реакция российских СМИ на прозрачный намек о возможности спонсирования Telegram-канала Ne*ta представителями российского бизнеса. Телеканал «Россия 24» называет этого бизнесмена и заверяет зрителя, что «глава "Уралхима" Дмитрий Мазепин… никогда не финансировали телеграм-канал NE*TA». Ресурс отмечает, что по  словам Мазепина, это «противоречит его взглядам», а «авторы данной политической мелодрамы» просто хотели продемонстрировать, с одной стороны, «западный план захвата» Беларуси, а с другой стороны, «в очередной раз показать российский след». Обращает на себя внимание утверждение Мазепина, что он «никогда не был в Польше, а Михаил Гуцериев не является его конкурентом», и более того «белорус по национальности, но… гражданин Российской Федерации».

Фото: Скриншот с сайта vesti.ru

 «Россия 24» заявляет, что в Кремле прокомментировали заявления «бывшего главного редактора Telegram-канала Ne*ta (признан экстремистским в Белоруссии) Романа Протасевича», что «некая компания российского олигарха, которая связана с Уралом и горной добычей» регулярно перечисляла деньги на нужды Telegram-канала. Практически сразу появился комментарий генерального директора компании «Уралхим» Дмитрия Мазепина о том, что он и его компания  «не имеет отношения к финансированию Telegram-канала Ne*ta». А «Россия 24» цитирует пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который оперативно отреагировал на ситуацию и заявил, что  «Мазепина никто не обвинял ни в чем. Фамилия Мазепина Протасевичем не произносилась». Подчеркивается, что, по словам Пескова, в Кремле в принципе не знают, «о ком говорил Протасевич», и рассчитывают, что или он сам,  или «белорусская сторона должны разъяснить», о ком идет речь. Пресс-секретарь отметил, и телеканал для своих зрителей это подчеркнул, что если «претензии и обвинения прозвучали», то и «должно последовать какое-то уточнение».

 INTERFAX.RU также утверждает, что «гендиректор "Уралхима" Дмитрий Мазепин… заявил, что не имеет отношения к финансированию телеграм-канала NE*TA», который, как своей аудитории напоминает ресурс,  «признан властями Белоруссии экстремистским». INTERFAX.RU особенно акцентирует внимание на следующих аспектах заявления Мазепина:

  • которому «неприятно говорить про финансирование этого телеграм-канала», потому что это противоречит его взглядам;
  • и который понимает, «кто такой Роман Протасевич», уточняя, что это «молодой человек, которому 26 лет, который успел послужить в нацистском «Азове» на Донбассе, который работал на западные спецслужбы и сам признает, что получал зарплату, который организовывал штабы белорусской оппозиции»;
  • утверждающего, что понимает «авторов данной политической мелодрамы», которые хотели «показать западный план захвата» Беларуси и  «в очередной раз показать российский след».

INTERFAX.RU утверждает от имени Мазепина, что «Гуцериев занимается многими проектами, включая нефтяной бизнес и творчество», а сам Мазепин не имеет «ни к первому, ни ко второму отношения» и не является конкурентом Гуцериева. 

INTERFAX.RU также упоминает о том, как эту ситуацию прокомментировал Песков, который отметил, что «Мазепина никто не обвинял ни в чем» и даже его фамилия не упоминалась.

«Коммерсантъ» в этой истории расставляет свои акценты, рассказывая своей аудитории, что Роман Протасевич в эфире беларусского госканала «якобы добровольно рассказал обо всем», в том числе упомянул «о некоем спонсоре из России», не уточняя ни фамилию, ни название компании. «Ъ» замечает немаловажную деталь, что на следующий день после «откровений» Романа Протасевича владелец «Уралкалия» и «Уралхима» Дмитрий Мазепин «неожиданно отказался от участия в сессии Петербургского международного экономического форума», и выпустил видеоинтервью, в котором «отверг свою причастность к финансированию Telegram-канала». «Коммерсантъ» уверяет, что «многих это удивило», ведь нет необходимости «оправдываться при отсутствии прямых обвинений».

Фото: Скриншот с сайта kommersant.ru

«Ъ» для своей аудитории разъясняет некие нюансы, отмечая, что Мазепин уроженец Беларуси, и у него «с официальным Минском давние и «теплые» отношения». «Апогеем» этих отношений стал призыв бизнесмена «к Александру Лукашенко прошлым летом сесть за стол переговоров с оппозицией», который мог быть истолкован «как недружественное» персонально к Лукашенко, который мог «и затаить обиду». Исходя из таких вводных, глава фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов предполагает, что это «вряд ли заставило бы владельца «Уралкалия» оправдываться сейчас», скорее Мазепин своим заявлением «пытается что-то доказать Кремлю». Симонов утверждает, что «на позицию белорусской стороны Мазепину глубоко наплевать», но он высказывает предположение, что Мазепину «кто-то дал понять, что в России уже начинают эту историю использовать», рассказывая, что он «чуть лодку не раскачал в Беларуси».  Симонов риторически вопрошает: «так что же, Россия следующая»? Он еще раз отмечает, что именно поэтому Мазепин «посчитал очень важным дать сигнал в Кремль, что он никаких лодок не раскачивал и вообще далек от всего этого».

«Коммерсантъ» считает, что реакция Кремля последовала в виде заявления пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который посоветовал «Протасевичу и белорусской стороне не… играть в кошки-мышки, а… разъяснить, о каком российском бизнесмене идет речь». «Ъ» формулирует еще один интересный вопрос: «Какую цель преследует Минск, выдвигая завуалированные обвинения в адрес Мазепина?» По мнению ресурса, это может быть либо «банальная месть», либо «многоходовая политическая игра».  Предлагается еще одна версия о «попытке Минска сменить собственника «Уралкалия» на более лояльного белорусскому лидеру», что позволит возобновить совместный бизнес в отрасли.

 

Планы  и совместные проекты

«Россия 24» рассказывает о том, как посол России в Беларуси Евгений Лукьянов прояснил ситуацию с ограничениями на свободное пересечение границы, которые были введены из-за пандемии коронавируса. По его словам, пока они отменены не будут, а «транспортное сообщение между Россией и Белоруссией будет восстанавливаться в зависимости от эпидемиологической ситуации в странах».

 «Ъ» рассказывает своей аудитории о стартовавших на полигоне «Раевский» под Новороссийском «совместных российско-белорусско-сербских учениях «Славянское братство-2021» и уточняет, что «активная фаза боевой подготовки начнется 16 июня». «Коммерсантъ» сообщает, что «военные трех стран отработают сценарии совместных действий по борьбе с терроризмом».

INTERFAX.RU информирует об ожиданиях  властей Приморского края, которые «надеются на визит» Лукашенко. По мнению главы Приморского края Кожемяко, «визит послужит дальнейшим взаимоотношениям».

 INTERFAX.RU подробно рассказывает о проведении «совместного российско-белорусско-сербского тактического учения "Славянское братство-2021”».  Аудитория узнает о прошедших занятиях, участвующих подразделениях и прочих особенностях и специфике текущего учения.

СМИ не прошли мимо приемки в эксплуатацию пускового комплекса первого энергоблока Беларусской АЭС. «Коммерсантъ» отмечает, что «это один из самых крупных совместных проектов», который был реализован «благодаря концентрации воли, стремлений и усилий двух стран». Со  ссылкой на Telegram-канал Минэнерго Беларуси ресурс утверждает, что «такие проекты сближают наши народы и государства».

Алиса Николаева

Материалы по теме

Читать далее
Чтиво
Российские радикалы о Беларуси в год протестов: диктатура как меньшее зло
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Беларусь – страна, в которой хочется жить». Обзор авторских рубрик на «Беларусь 1» и ОНТ
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Российские СМИ о конституционной реформе в Беларуси
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Кому хуже сделали, надо подумать». ГосСМИ о санкциях, мигрантах и выходе из «Восточного партнёрства»
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Почему Светлана Тихановская не является лидером оппозиции
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Кремль делает акцент: только благодаря России Беларусь может выстоять под западными санкциями
Чтиво
Читать далее
Чтиво
Главными темами на госТВ стали «базар», «террор», встреча Лукашенко и Путина и конфликт с ЕС
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Это авгиевы конюшни, которые оставила здесь старая западная кобыла». 10 авторских рубрик на СТВ
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Вход туда возможен только через «заднюю» дверь». Как «Беларусь 1» освещал беспорядки в Грузии из-за ЛГБТ-парада
Чтиво
Читать далее
Чтиво
«Польский след беларусских протестов». ГосСМИ комментируют слитую переписку первых лиц Польши
Чтиво
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.