«Блеф, само-пиар, уличные провокации». Как национальные СМИ нарушали стандарты в мае

Поделиться:

«Блеф, само-пиар, уличные провокации». Как национальные СМИ нарушали стандарты в мае

Государственные медиа в мае дискредитировали потенциальных кандидатов в президенты, преуменьшали опасность COVID-19 в Беларуси и преподносили смертельные случаи как сопутствующие вирусу, а не вызванные им. В негосударственных — зафиксированы только единичные нарушения стандартов.

Что мониторили

В ежемесячном отчёте «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. Рейтинг нарушений показывает, кто меньше/больше нарушал стандарты в течение месяца. Рейтинг манипуляций и пропаганды — кто и как часто использовал приёмы манипуляций и пропаганды в исследованных новостях.

Новости мониторятся каждый будний день (с методикой отбора новостей можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят в выходные, поэтому субботние и воскресные ТВ-выпуски тоже включаются в мониторинг.

 

О чём писали медиа в мае

Ведущей темой в СМИ в мае оставался COVID-19. 54% от общего количества исследуемых новостей посвящены теме коронавируса. Это на 15% меньше, чем в апреле.

Также медиа писали о рабочих поездках Александра Лукашенко в Витебскую область и на МТЗ, о государственной поддержке населения и бизнеса, о выборах президента Республики Беларусь.

 

Обзор результатов

Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в мае у Euroradio и TUT.BY — 4,96. В топ-5 вошли Naviny.by (4,94), «Наша Ніва» (4,92) и «Спутник Беларусь» (4,73).

Наименьший балл — у телеканала ОНТ (3,47). За ним следуют «Беларусь 1» (3,50) и СТВ (3,71).

Лидерами по пропаганде в мае стали ОНТ и «Беларусь 1» (в 60% от общего числа исследованных сообщений) и СТВ (35%).

Свободными от пропаганды и манипуляции в мае остались Naviny.by, Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва» и «Белсат TV».

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов». ОНТ нарушил этот стандарт в 87% исследуемых сюжетов, «Беларусь 1» — в 71%, СТВ — в 66%.

 

Как СМИ нарушали стандарты информационной журналистики в мае

Государственные СМИ в 26% нарушали стандарты отделения мнений от фактов и достоверности одновременно. Негосударственные СМИ — в 2%. Сочетание нарушений стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации зафиксировано в 21% материалов у государственных СМИ и в 0,5% у негосударственных; достоверности и полноты — в 15% у государственных СМИ и в 0,81% — у негосударственных.

Среди всех исследованных новостей по теме коронавируса нарушение хотя бы одного стандарта было отмечено в 90% публикаций у государственных медиа и в 16% у негосударственных.

Тема коронавируса практически не повлияла на то, как часто государственные СМИ нарушали стандарты информационной журналистики — среди заметок на другие темы хотя бы один стандарт был нарушен в 92% исследованных новостей.

28% новостей о коронавирусе у госмедиа были в позитивной тональности, 72% — в нейтральной.

В других темах позитивная тональность встречалась в 21% новостей, нейтральная — в 78%.

У государственных медиа пропаганда и манипуляции в новостях о коронавирусе были зафиксированы в 46%, что на 2% больше, чем в новостях на другие темы. У негосударственных медиа — в 0,66% в новостях о коронавирусе, и в 0,65% — в новостях на другие темы. Также пропаганда и манипуляции в исследуемых новостях о коронавирусе зафиксированы у новостного агентства «Спутник Беларусь».

 

Разбор кейсов о коронавирусе

Государственные телеканалы и газета «СБ. Беларусь сегодня» в новостях о коронавирусе нарушали стандарты отделения мнений от фактов (в 60% новостей), достоверности (35%), и полноты информации (25%). Это не позволяет читателю сформировать целостное и адекватное представление противостояния коронавирусу в стране.

Нарушение стандарта отделения мнений от фактов: ситуация под контролем

СМИ самостоятельно оценивают систему здравоохранения Беларуси и принятые меры: «делается всё возможное», «прикладывается максимум усилий», «при малейшем признаке ОРВИ людей перевозят в медицинское учреждение», «выбранный метод эффективен и работает, позволяет держать ситуацию под контролем». Это примеры нарушения стандарта отделения мнений от фактов.

Государственные медиа в новостях, связанных с коронавирусом, из-за нарушений стандартов информационной журналистики продвигают скрытую повестку: ситуация под контролем, мы делаем всё необходимое.

По версии государственных СМИ, Александр Лукашенко выступает гарантом контроля над эпидемической ситуацией в стране.

О состоянии экономики и бизнеса узнаём из оценочных суждений журналистов. ОНТ утверждает, что беларусский бизнес на мировом фоне существует во вполне себе комфортных условиях. «Тотального закрытия магазинов, ресторанов и торговых центров директивным способом не было, но поток клиентов, конечно, снизился». «Беларусь 1» уверяет, что пустые полки и голод Беларуси не грозят. «Карантина не было, границы не закрывали, экономику не останавливали. В общем, как говорится, кто работает, тот ест».

Телеканалы СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» нарушают стандарт отделение мнений от фактов и транслируют утверждение, что коронавирус — время новых возможностей, экономика приспосабливается к новым реалиям, а бизнес становится гибче.

Нарушение стандарта достоверности: врачи уверенно говорят

Государственные медиа в исследованных материалах рассказывают, что уровень заболеваемости коронавирусом стабилизируется, не ссылаясь на надёжные источники, чем нарушают стандарт достоверности. Например, в сюжете про ситуацию в Докшицкой районной больнице «Беларусь 1» ссылается на коллективную цитату медиков. «Спустя месяц врачи уверенно говорят болезнь идет на спад. Уже несколько дней подряд в стационар с пневмониями, вызванными в том числе коронавирусом, попадает меньше пациентов, чем выписывается». 

Телеканал «Белсат TV» нарушает стандарт достоверности в новостях, ссылаясь на анонимные источники: неназванных местных жителей, врачей, телеграмм-каналы. К примеру, о ситуации с коронавирусом в Чериковском районе узнаём от единственного источника — местных жителей. К представителям местного учреждения здравоохранения или органам власти телеканал не обращался. Также только обыватели, не эксперты выступают единственным источником информации и рассказывают о смерти сотрудника Буда-Кошелёвской больницы, по их мнению, от коронавируса.

«Беларусь 1» говорит о «стабильной и контролируемой» ситуации в Витебской области и её районах. Но телеканал не приводит динамику цифр, ссылается на коллективные цитаты медиков и неназванных специалистов. Медиа не подтверждает фактами утверждение, что уровень заболеваемости коронавирусом в мире идёт на спад.

Государственные медиа также с нарушением стандарта достоверности рассказывают о реакции беларусов на коронавирус. «Беларусь 1» утверждает, что работники МТЗ понимают, что хорошо, что не поддались мировой истерии, не закрылись, не остановили конвейер. СТВ сообщает, что беларусы не поддались панике, но стали осторожнее и внимательнее к себе.

Нарушение стандарта полноты информации: практически все выздоровели

Государственные СМИ, рассказывая о положении бизнеса и экономики во время коронавируса в Беларуси и Европе, нарушают стандарты достоверности и полноты информации. Посыл медиа — беларусская экономика справляется с коронакризисом, потому что не закрылась, не остановила работу. Основные проблемы создали соседи, которые ввели карантин.  

«Беларусь 1» и ОНТ нарушают стандарт полноты информации и утверждают, что мощности лаборатории позволяют делать неограниченное количество тестов в день, хватает мест для пациентов, медикаментов, аппаратов ИВЛ. СМИ не приводят конкретные цифры.

Газета «СБ. Беларусь сегодня» рассказывает о Витебском областном клиническом онкологическом диспансере, в котором, согласно медиа, лечились около 300 больных COVID-19. «К чести онкологов, практически все они выздоровели», –  говорит газета, умалчивая о количестве умерших, не уточняет, сколько человек продолжает болеть. В сюжете СТВ узнаём, что заболеваемость COVID-19 в Беларуси удаётся сдерживать в прогнозируемых ранее пределах.

Нарушения нескольких стандартов сразу в новостях

Здесь также в лидерах нарушений – стандарт отделения мнений от фактов в 58% случаев, достоверности — в 47%, полноты информации — в 28%. Эти нарушения могут сочетаться в одной и той же новости. Чаще это были материалы о деятельности Лукашенко, его рабочих командировках, роли государства в социальной политике.

О состоянии и успехах МТЗ, уровне развития беларусской военной промышленности, о содержании указа № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» зритель государственных телеканалов узнаёт из оценочных суждений журналистов.

15 мая Лукашенко с рабочим визитом посетил Витебскую область. СТВ в репортаже о поездке Лукашенко оценивает успехи сельскохозяйственных организаций области, но не называет конкретные цифры. По версии телеканала, рентабельность предприятий увеличилась вдвое, экспорт, несмотря на всю ситуацию, тоже растет. «Это, конечно, результат не одного дня работы, а десятилетий упорного труда и внимания со стороны государства к самой сложной области страны». Журналист утверждает: в эксперимент с интеграционными объединениями государство вложило слишком много ресурсов и имеет право требовать результат. Но информации о том, сколько вложило государство, нет. Это сочетание нарушений стандартов полноты, достоверности и отделения мнений от фактов.

 

Пропаганда и манипуляция в новостных сюжетах

Нарушения стандартов журналистики зачастую приводят к манипуляциям. У государственных медиа пропаганда фиксируется чаще в сочетании с нарушением стандарта отделения мнений от фактов (45%) и достоверности (20%).

В 17% заметок государственных медиа были одновременно нарушения стандартов отделения мнений от фактов и достоверности и присутствовала пропаганда.

Чаще всего у государственных медиа пропаганда и манипуляция фиксировались в новостях о коронавирусе и смежных темах, в материалах о деятельности Лукашенко и во всех материалах о выборах.

ОНТ в сюжете про визит Лукашенко на завод МТЗ высказывает мнение, что президент заставил Минский моторный завод работать чуть шустрее.

У негосударственных медиа связь между манипуляцими и темой новости в мае не прослеживается.

Разбор кейса с посещением Лукашенко Тракторного завода

29 мая Александр Лукашенко посетил Минский тракторный завод.

Во время встречи с работниками завода Лукашенко высказался, что, если к власти придут либералы-рыночники, то завод будет приватизирован и закрыт. Телеканалы СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» в репортажах с завода поддержали риторику президента.

СМИ нарушали стандарты новостной журналистики отделения мнений от фактов и полноты информации, что сделало возможным использование пропаганды и манипуляции в сюжетах.

21 мая потенциальный кандидат в президенты Валерий Цепкало во время пресс-конференции допустил возможность «пойти на приватизацию наиболее капиталоёмких, энергоёмких предприятий российским капиталом».

Телеканалы отреагировали на это заявление, своими словами продвигали позицию Лукашенко, но не упомянули о Цепкало.

ОНТ считает, что «некоторые политики настырно требуют приватизацию». Телеканал утверждает, что «Отдать за бесценок – значит, украсть у народа. Но а воровство у нас пока по-прежнему вне закона, хотя желающих сломать этот порядок вещей прибавилось». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и конспирология. Информации о том, кто вёл речь о цене продажи завода, нет, как и о желающих сломать существующий порядок вещей.

О приватизации МТЗ высказывается и «Беларусь 1». Телеканал говорит, что заводчане президента без откровенного диалога не отпустили. Самих вопросов в сюжете мы не слышим. «Например, заводчан резанул тезис про новую приватизацию. Претенденты, которые не то что политиками, даже кандидатами не стали, уже об этом рассуждают. Видимо, и тракторный делить намерены, а ведь это лицо страны». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и манипулятивный приём «передержка». Цепкало высказал предположение о необходимости приватизации, в том числе упомянул и МТЗ, он ничего не говорил о намерении делить завод.

Телеканал создаёт отрицательный образ приватизации и претендента в кандидаты, говорит об этом процессе так, как будто он уже незаметно осуществляется. 

Далее телеканал объясняет, что реальная политика от политиканства отличается честностью. «Беларусь 1» оценивает, что честно до выборов называть людям тех, с кем работать дальше, в случае успеха. «Жить ведь потом не в стриме и не в банке, где себя можно хоть императором окрестить, спрашивать придется с реального правительства». Журналист апеллирует к потенциальным кандидатам в президенты, экс-главе «Белгазпромбанка» Виктору Бабарико и блогеру Сергею Тихановскому, но не называет их фамилии. Медиа стремится дискредитировать Бабарико и Тихановского как политических деятелей через их род занятий. Это нарушения стандарта отделения мнений от фактов и создание ложной дилеммы.

«Блеф, само-пиар, уличные провокации всё это далеко от реального труда и жизни тракторозаводцев. Но люди здесь опытные, подмечают, за чей интерес на площадях кричат. И вот парадокс, кто вчера громче других именовал себя националистом, сегодня не брезгует никакой поддержкой, ни с Запада, ни с Востока». О ком конкретно речь, не сказано. «Беларусь 1» продвигает мнение, что волнения внутри страны вызваны внешними силами, поддержкой с Запада или Востока, но никак не внутренними причинами. Журналист не приводит факты, подтверждающие мнение сотрудников МТЗ.

В конце сюжета «Беларусь 1» подводит итог. «Со стороны не подскажут и не помогут, скорее новых „далеких от народа“ на площади выведут. А реальная политика, как и реальная экономика Беларуси на самом деле в таких цехах и трудовых коллективах живет и страну раз за разом из-под внешнего удара и от края отводит». Телеканал ещё раз транслирует мысль о том, что люди выходят на площадь не по своей воле, а из-за некого конспирологического внешнего влияния. Телеканал противопоставляет начавшуюся предвыборную кампанию реальной политике и экономике. Создаётся впечатление, что претенденты на пост президента — это и есть внешний удар и край.

Нарушение стандартов информационной журналистики в сюжетах «Беларусь 1» и ОНТ приводит к манипуляции и пропаганде. СМИ создают отрицательный образ потенциальных кандидатов в президенты: запугивают зрителя возможной приватизацией, говорят о внешнем влиянии через далеких от народа кандидатов, не называют их фамилии (пример умолчания), смешивают в одну массу.   

 

Выводы

У государственных телеканалов самые низкие баллы в мае (1-2) получили сюжеты о коронавирусе, выборах и деятельности Лукашенко.

В мае, как и в апреле, СМИ чаще всего нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 27% от общего числа исследуемых заметок, и достоверности — в 22%.

СМИ, нарушая стандарт отделения мнений от фактов, давали оценки политическим и социально значимым событиям (коронавирус, выборы, новое законодательство), а не рассказывали о сути происходящего.

Ссылки на коллективные цитаты, отсутствие ссылки на источник либо ссылка на ненадежный источник — причины нарушения стандарта достоверности.

Пропаганда и манипуляция в новостях чаще появлялись из-за нарушения стандарта отделения мнений от фактов, поддержки государственных СМИ позиции Лукашенко. СМИ подавали свои выводы как объективный факт.

 

Марина Елистратова

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Российские СМИ на треть увеличили количество материалов о Беларуси в мае. Отчёт о прокремлевских нарративах в беларусских медиа
Читать далее
Мониторинг
Выборы: по цитируемости «кандидаты надежды» обошли в мае Александра Лукашенко
Читать далее
Мониторинг
«Президент напомнил. И не говорите потом, что не слышали». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в апреле
Читать далее
Мониторинг
Российский посол Мезенцев в апреле был особенно успешен в беларусских медиа. Отчет по прокремлевской пропаганде
Читать далее
Мониторинг
«Популярности Лукашенко завидуют политики». Как национальные СМИ нарушали стандарты в апреле
Читать далее
Мониторинг
«Есть стойкое ощущение, что президент прав». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в марте
Читать далее
Мониторинг
В информационных спорах Беларуси и России нефть замещается коронавирусом
Читать далее
Мониторинг
Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в феврале. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.