Белнефтехим — основной источник информации о беларусско-российских отношениях

Поделиться:

Белнефтехим — основной источник информации о беларусско-российских отношениях

Главными темами при освещении беларусско-российских отношений в январе 2020 стала приостановка поставок российской нефти в Беларусь и вызванные этим последствия, попытка диверсификации покупки нефти, взятие Александром Лукашенко на себя роли защитника беларусского суверенитета. В исследование включены публикации беларусских медиа о кадровых перестановках и политической трансформации в России.

Что мы сделали

Мы проанализировали 698 публикаций (428 беларуских и 270 российских) ведущих медиа двух стран о беларусско-российских отношениях в СМИ Беларуси и России с 1 по 31 января 2020 года. В подборку попали российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ, а также публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (*).

Кто у кого заимствует информацию

Мы проанализировали источники информации: кто говорит, на кого ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях СМИ, а также кто в них является героем.

Более открыты к заимствованию российского контента негосСМИ. Для сравнения негосударственные TUT.BY дал 26,2% ссылок на российские источники в исследованном объеме материалов, Naviny.by — 14,1%; государственные БелТА — 4,7%, «СБ. Беларусь сегодня» — 4,0%.

 

По частотности заимствования в беларусских СМИ среди российских источников в целом лидируют ТАСС (19,5%), РБК и РИА Новости (по 12,1%), а также «Эхо Москвы» и «Коммерсант» (по 6,0%).

Обращает на себя маргинальное, но тем не менее присутствие среди источников беларусских СМИ сайта «Украина.ру» (ориентированное на украинскую аудиторию российское интернет-издание, начавшее работу 18 июня 2014 года после российской аннексии Крыма; принадлежит МИА «Россия сегодня») и газеты «Завтра» (редактор Александр Проханов в статье о себе «Завтра» объявляет: «Мы провозгласили концепцию «мистического сталинизма», «Мы проповедуем русское чудо»).

Включение беларусской тематики в повестку дня сайта «Украина.ру» требует дальнейшего изучения. До сих пор был «однозадачный» российский государственный проект. Беларусский правящий режим возможно стал его новой мишенью — издание в январе активно писало о нефтегазовом беларусско-российском конфликте. Портал TUT.BY сослался на «Украина.ру» в публикации «Кремль: Идея прописать в Конституцию право регионов Беларуси присоединиться к РФ не обсуждается».

Газета «Завтра» неоднократно публиковала комплементарные статьи о беларусском президенте Александре Лукашенко. В исследование издание попало благодаря ссылке на него Euroradio. «Завтра» рассказывает о новом российском премьер-министре Михаиле Мишустине и о том, что он родился в беларусском Полоцке. Можно предположить, что эта ссылка была случайной, а потому «Завтра» не требует последующего изучения в плане освещения беларусско-российской проблематики.

Есть сложность с определением российского контента в гибридном издании «Комсомольская правда» в Белоруссии" («КП Беларусь», сайт kp.by), где рядом публикуются авторы из беларусской редакции и российской «Комсомольской правды». Беларусские медиа, которые ссылаются на kp.by, могут заимствовать материал как беларусских, так и российских авторов. По этой причине для целей настоящего исследования ссылки на «КП Беларусь» исключены из оценки беларусской или российской природы контента. В то же время издание остаётся важным источником для определения общей картины по персонам, которых цитируют медиа, героям публикаций и нарративам.

 

Среди исследованных изданий в январе главными воротами для беларусского контента в российское медиаполе выступили Lenta.ru и ТАСС (24,5% и 23,5% соответственно для всех беларусских источников), а также РИА Новости (13,3%).

Безусловным лидером в качестве источника для российских СМИ выступает беларусское государственное агентство БелТА (71,4%), на втором месте принадлежащее МИА «Россия сегодня» издание «Спутник Беларусь» (16,3%).

«Спутник Беларусь» часто ссылается в своих публикациях на БелТА, поэтому ссылка в российских СМИ на «Спутник Беларусь» в некоторой степени принижает вес присутствия беларусского государственного агентства в российском медиапространстве (это не значит, что послания официального Минска в этом случае обязательно теряются).

Из беларусских негосСМИ в январе заметно цитирование российскими изданиями только портала TUT.BY (3,0%). А вот единичная ссылка ТАСС на беларусский «Вестник Нафтана» — отражение главной темы месяца (и да, она также микширует присутствие БелТА).

Анонимный телеграм-канал «Пул Первого», который связывают с пресс-службой президента Беларуси, прочно прописался в качестве источника информации для российских СМИ (5,1%).

Фокус на источниках

В беларусском наборе исследованных СМИ в январе оказалось 659 источников, а в российском — 530.

Показательно, что ссылки на информацию от концерна Белнефтехим лидируют в беларусских СМИ (6,2%) и примерно на таком же уровне они и в наборе российских СМИ (6,6%). В январе журналисты отслеживали приостановку поставки российской нефти в Беларусь, работу беларусских НПЗ, запасы топлива на АЭС, диверсификации, приостановку и возобновление беларусского экспорта нефтепродуктов.

Высокая частотность цитирования высказываний российского президента Владимира Путина в беларусских медиа (6,4%) вызвана рассказом о затеянной им трансформации политической системы России. Вместе с тем в этот период Путин практически не высказывается о беларусско-российских отношениях и в публикациях именно на эту тему иногда даже не упоминается (об этом ниже в разделе о героях СМИ).

В беларусских медиа, кроме Путина и Лукашенко, ни один человек не превысил уровень частотности упоминаний в 3% среди персон, кого журналисты цитируют. В российских же появилась третья фигура — беларусский первый вице-премьер Дмитрий Крутой. Он возглавляет беларусскую комиссию по подготовке дорожной карты по углублению интеграции, а вот его коллега по аналогичной российской комиссии Максим Орешкин с поста министра экономического развития попал в помощники президента и пропал в качестве спикера темы беларусско-российских отношений.

Фокус на героях публикаций

Многие беларусские издания опубликовали подробные отчёты о новом российском правительстве, перечислив с десяток фамилий уходящих и приходящих министров, вице-премьеров и помощников президента, как будто речь шла не о зарубежных, а об отечественных реалиях.

В общей сложности при освещении интеграционной тематики в январе в беларусских медиа упоминались 1353 персоны, в российских — 639.

Среди героев публикаций беларусских и российских медиа по тематике взаимоотношения двух стран зеркальным образом на первые позиции выходят чужие президенты: в Беларуси — Владимир Путин (14,3%), в России — Александр Лукашенко (28,9%). Беларусский лидер часто высказывался на эту тему, а также нередко упоминался в бекграунде материалов. Российский лидер в основном лишь упоминался, а герои публикаций рассуждали, что он сделал или что он намерен сделать.

Великим немым января в публикациях оказался российский предприниматель Михаил Гуцериев, только в беларусских медиа частотность упоминаний о нём оказалась низкой (2,1%), а в российских — незначительно превысила предел трёхпроцентной погрешности (3,1%). Журналисты писали о том, что компания Гуцериева пришла на помощь своему другу Лукашенко, когда Россия приостановила поставки нефти, а также о том, на сколько нефть Гуцериева сможет загрузить работой белорусский НПЗ.

Среди персон января и беларусский премьер-министр Сергей Румас. Обычно он в тени, но сейчас СМИ писали, что он сначала по телефону торговался об условиях поставки нефти, а потом прощался с ушедшим в отставку российским премьер-министром Дмитрием Медведевым, обменивался мнением с российским послом Дмитрием Мезенцевым, созванивался, а потом лично встречался в кулуарах саммита с новым российским премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Пресс-службы вкладывали в уста Румаса дежурные банальности, а сущностного комментария, достойного цитирования от главы беларусского правительства, журналисты практически не услышали. Но это было традиционное амплуа для Лукашенко.

Фокус на транслируемых идеях

В январе продолжали свою жизнь традиционные нарративы, которые укладываются в формулу «Альтернативы сотрудничества Беларуси и России нет» (частотность 4,3% в беларусских медиа и 4,0% — в российских), но на первые позиции вышла констатация факта, что Беларусь диверсифицирует поставки нефти (28,0% и 30,6% соответственно) — с разными оценками этого, конечно.

Среди малочастотных нарративов отметим два: «Сняты блоки на критику Лукашенко в российских федеральных СМИ» и «Кремль рекомендовал российским нефтяным компаниям отказаться от поставок в Беларусь». В первом случае интернет-издание «Белоруссия» пересказывает текст российской «Комсомольской правды», в котором представленные экспертами публицист Николай Стариков и телеведущий Владимир Соловьев критикуют беларусского президента за бестактность при обвинении Москвы в желании подмять Минск под себя. Во втором случае беларусская интернет-газета «Салідарнасць» перепечатывает российский «Коммерсантъ», который в свою очередь ссылается на анонимный источник.

Симптоматичны прямые выпады против Александра Лукашенко в федеральных СМИ, а во втором случае — слив то ли правдивой, то ли фейковой информации о манипулировании Кремлем российскими нефтетрейдерами. В обоих случаях публикации направлены на провоцирование негативной реакции у главы беларусского государства перед переговорами с российским коллегой.

Российские медиа в январе активно транслировали яркие и эмоциональные высказывания Лукашенко, его претензии российским коллегам, но в бекграунде преобладал такой нарратив — проблема с поставками российской нефти возникла из-за нежелания Беларуси платить рыночную цену за нефть (7,0%). Позиция беларусской стороны — «Беларусь требует от России не скидки, а равные условия хозяйствования, цены на энергоносители» — представлена менее частотно (2,0%).

Когда беларусский лидер попытался подстелить соломку перед переговорами с новым российским правительством и списать конфликт на ушедшего с поста премьер-министра России Дмитрия Медведева, российские агентства РИА Новости, ТАСС и «Интерфакс» со ссылкой на «источник в окружении экс-премьера Медведева» сообщили, что «решение о налоговом маневре не связано с отношениями Москвы и Минска». Ссылка на один источник трёх российских СМИ, создает видимость опровержения, но им не является.

Среди менее частотных нарративов в российских медиа в январе ноздря в ноздрю шли утверждения, что «Лукашенко против объединения Беларуси и России» (вариант — «Лукашенко тормозит интеграцию с Россией») и комплимент — «Лукашенко самый популярный зарубежный политик в России» (по 1,0%).

Также на маргиналиях российская сторона отчасти дезавуировала так называемый «ультиматум Медведева», в соответствии с которым внутрироссийские цены на нефть и газ Беларусь может получить в случае успешного воплощения дорожной карты углубленной интеграции. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак 10 января заявил: «У нас особенность нефтяной отрасли состоит в том, что она функционирует полностью на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются. Эта надбавка к цене, которая существовала, и которую наши белорусские коллеги предлагают как-то централизованно отменить, потребует радикальной перестройки принципов функционирования российской отрасли».

Но если российские власти действительно не регулируют эти цены, то о чём весь минувший год шли переговоры? В российских СМИ в январе писали, что по мнению беларусского руководства «Россия выставила заведомо неприемлемые условия» и даже что «Россия кинула Беларусь».

Настороженность вызывает распространение оценок, что «Лукашенко ищет возможность опереться на военную силу» (депортированный из Беларуси российский политолог Андрей Суздальцев в интервью РИА Новости) и о распространенности проявлений русофобии в Беларуси. Впрочем, такие публикации в январе были единичны.

Павлюк Быковский

* 428 публикаций в 22 беларуских медиа («Беларусь 1» , «Белоруссия», «Белсат», БЕЛТА, «Вестник Нафтана», «Звязда», «Интерфакс-Запад», «КП Беларусь», «Наша ніва», ОНТ, «Радыё Рацыя», «Салідарнасць», «СБ. Беларусь Сегодня», «Спутник Беларусь», СТВ, CityDog.by, Euroradio, Naviny.by, Onliner, REFORM.by, TUT.BY, udf.by) и 270 публикаций в 23 российском медиа («Ведомости», «Завтра», «Евразия. Эксперт», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ FM», «Комсомольская правда», «Огонек», «Радио Sputnik», «РБК», РИА Новости, «Сноб», ТАСС, «Украина.ру», «Фонтанка», «Эхо Москвы», Forbes, REGNUM, Republic, Riddle, Ura.ru, Lenta.ru).

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
«Есть стойкое ощущение, что президент прав». Отчёт по пропаганде и манипуляциям в марте
Читать далее
Мониторинг
В информационных спорах Беларуси и России нефть замещается коронавирусом
Читать далее
Мониторинг
Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в феврале. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press
Читать далее
Мониторинг
Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в январе
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: В 4 из 5 сюжетов ОНТ — пропаганда
Читать далее
Мониторинг
Quarterly report: September – December 2019
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.