Антизападная риторика, спекуляция на теме Второй мировой войны, мнимая военная угроза: как национальные СМИ нарушали стандарты в декабре

Поделиться:

Антизападная риторика, спекуляция на теме Второй мировой войны, мнимая военная угроза: как национальные СМИ нарушали стандарты в декабре

Государственные телеканалы взяли на вооружение новую пропагандистскую стратегию в новостях о массовых акциях. Так, по их версии, протестное движение — это попытка Европы нарушить территориальную целостность Беларуси. А участниками протестов якобы движет нацистская идеология. Подробнее — в отчёте MediaIQ.

О чём писали медиа в декабре

60% исследованных новостей негосударственных СМИ посвящено протестному движению и его последствиям: задержаниям, вынесенным приговорам.  20% новостей государственных СМИ посвящено массовым акциям против фальсификации выборов. Государственные медиа также уделяют внимание достижениям экономики, деятельности Лукашенко, преимуществу беларусской модели борьбы с коронавирусом, подготовке к всебеларусскому народному собранию.

 

Обзор результатов

В декабре лидером в рейтинге мониторинга на предмет соблюдения стандартов информационной журналистики стал портал Naviny.by (4.97). В топ вошли Euroradio и TUT.BY (4.93), «Наша Ніва» (4.84) и «Спутник Беларусь» (4.79).

Наименьший балл — у телеканала «Беларусь 1» (2.92).  Чуть лучше ситуация у ОНТ (2.99), «СБ. Беларусь сегодня» (3.39) и СТВ (3.93).

Лидерами по пропаганде в октябре стали ОНТ и «Беларусь 1» (в 77% и 76% от общего числа исследованных сообщений), и СТВ (64%).

Государственные СМИ чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов (в 69% от всех исследуемых новостей), полноты информации (57%) и достоверности (18%).

 

 

СМИ из 672 исследуемых сюжетов в 97% нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики.

 

Нарушения стандартов информационной журналистики и пропаганда в новостях о протестном движении в Беларуси

Государственные СМИ в 100% исследуемых новостей о митингах против фальсификации выборов в Беларуси нарушили хотя бы один стандарт информационной журналистики.

Государственные СМИ в новостях о протестах чаще нарушали стандарты отделения мнений от фактов — в 81% сюжетов, полноты — в 86% и баланс мнений — в 44%. 70% новостей о протестном движении у госмедиа были в негативной тональности.

«Территория Беларуси – для создания санитарного пояса и трамплин для дальнейшего давления на Россию»

В 76% новостей государственных медиа о протестах мониторинг зафиксировал нарушение стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации. С августа эта комбинация стандартов лидирует по количеству нарушений в новостях госмедиа. По версии госСМИ, протесты возникли из-за интервенции во внутреннюю политику соседних европейских стран, цель которых – разрушить суверенитет и территориальную целостность Беларуси. В декабре государственные СМИ строили пропагандистскую стратегию на конструировании образа врага из европейских государств; создали свою версию причин и целей происходящих после 9 августа массовых акций протеста. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и фабрикация фактов, приём пропаганды. Государственные СМИ отбирали информацию, продолжали умалчивать о реальных причинах и требованиях акций протестов. Таким образом, в декабре госСМИ продвигали собственную сконструированную информационную повестку и смещали акценты.

Государственные телеканалы, как и в прошлые месяцы, продолжали дегуманизировать и высмеивать участников массовых акций протеста. «СБ. Беларусь сегодня» уверяет, что «костяк протестной массы состоит из беспринципного, морально уродливого и опасного для общества зверья», Светлану Тихановскую называет «повелительницей котлет», денег от которой не дождёшься.

Телеканалы СТВ, ОНТ, «Беларусь 1» и «СБ. Беларусь сегодня» продвигают конспирологические идеи: протесты не связаны с внутренней ситуацией в Беларуси, массовые волнения якобы стали результатом интервенции соседних европейских государств. В стремлении к территориальному разделу Беларуси госСМИ обвинили Польшу. «Беларусь 1» уверяет, что «блицкриг в августе на улицах Минска устроили государства западнее наших границ», цель которого «превратить нас в еще один кредитно-дотационный придаток демократичной Европы». По версии телеканала, таким «придатком» уже является Украина. ОНТ считает, что «Собственные интересы государства-организаторы даже не скрывают: территория Беларуси – для создания так называемого санитарного пояса и трамплин для дальнейшего давления на Россию».  СТВ высказывает предположение, что польским спецслужбам помогает американская сверхдержава.

ОНТ, СТВ и «Беларусь 1» уверяют зрителей, что причины массовых акций протеста не в недовольстве результатами выборов или воле народа, и не зависят от Лукашенко. ОНТ заявляет, что «будь другой неугодный им человек, сценарий был ровно тот же  госпереворот, маскирующийся под стихийные народные волнения, попытка добраться до власти любой ценой». Государственные СМИ находят свои объяснения для такого поведения европейских стран. По версии ОНТ это колониальные замашки, «Беларусь 1» считает, дело в национальных интересах Польши, и  «стабильная экономика и стабильная Беларусь не нужны и не выгодны».  ГосСМИ ничем не подтверждают свои заявления, выдают своё мнение как очевидный факт, не требующий доказательств. Транслируют домыслы и конспирологию, подают искажённую информацию. Это инструменты пропаганды.

«Подрыв суверенитета страны руками собственного народа»

В сентябре, октябре и ноябре государственные СМИ обесценивали протестное движение, а массовые акции и забастовки из политической плоскости переводили в сферу экономики и криминала. В декабре госмедиа спекулируют на теме Второй мировой войны и ставят движение против фальсификации выборов в Беларуси в один ряд с военными событиями, делают акцент на противостоянии нацистской идеологии. Госмедиа вписывают протестное движение в упрощённую схему предыдущих военных конфликтов, в которой страны Европы, в частности Польша, ставят под угрозу суверенитет и территориальную целостность Беларуси, но используют для этого не военные методы, а санкции, фейки, технологии цветных революций, переписывают историю и возрождают нацизм. «Героизация нацизма как путь к экстремизму, где конечная цель  подрыв суверенитета страны руками собственного народа», –  уверен телеканал «Беларусь 1». ГосСМИ запугивают потерей суверенитета и военным вмешательством, отвлекают зрителей от реальных проблем и смещают акценты. Не информируют зрителей о политическом кризисе в Беларуси и его последствиях, отвлекают аудиторию от существующих проблем и запугивают сконструированными утверждениями о якобы возрождающемся нацизме и военной агрессии из Европы.

СТВ утверждает, что сегодня «не Беларусь, а Россия есть цель № 1 для Запада». Чтобы доказать это, журналист вспоминает Отечественную войну 1812 года и Вторую мировую войну с их разрушительными последствиями для беларусов. Германию и её союзников времен Второй мировой войны СМИ называет Европейским союзом того времени. Это дискредитация ЕС, журналист не объясняет, на чём основано такое сравнение. Медиа создаёт иллюзию, что протестное движение в Беларуси – продолжение прошлых военных конфликтов, «передел мира», а значит существует военная угроза. СТВ утверждает, что «держать порох сухим – не политическая прихоть Лукашенко», а задача президента, который обязан не допустить масштабного кровопролития и потери суверенитета. Фактов, которые бы подтверждали наличие реальной военной угрозы, СТВ не приводит.

«Беларусь 1», СТВ, ОНТ и «СБ. Беларусь сегодня» рассказывают о героизации нацизма в Европе и попытках переписать историю Великой Отечественной Войны в Беларуси. СТВ утверждает: чтобы «украсть страну», нужно «украсть победу у беларусов». Телеканал считает, что «это аксиома всей БЧБ-философии». «Беларусь 1» уверяет, что «в 20-х годах ХХІ века процесс реабилитации антигероев», «когда наследники победителей сами же стали искать оправдательные доводы для тех, кого в 40-х публично признали абсолютным злом». Использование бело-красно-белого флага не связано с  процессом реабилитации антигероев, это манипуляция.  Никакой более подробной информации о реабилитации, оправдании зла и переписывании истории телеканал не приводит. Это нарушение стандарта полноты информации и конспирология, инструмент пропаганды.

Из материалов госСМИ следует, что использование бело-красно-белого флага и есть признак переписывания истории, «Беларусь 1» называет  его неофашистским. По версии телеканала, используют его молодые беларусы не по собственному желанию, а в угоду «внешним силам». В декабре, как и в прошлых месяцах, госСМИ, говоря о бело-красно-белом флаге, зацикливаются на одном пропагандистом нарративе: это якобы символ коллаборационистских сил и пособников Гитлера. «Как символы тех, кто в середине прошлого века стремился уничтожить белорусский народ, для некоторых превратились едва ли не в путеводную звезду?», – задаёт риторический вопрос ОНТ. Госмедиа трактуют историю флага с идеологически выгодной для себя позиции для достижения нужной цели. Приравнивание национального флага беларусов к нацистскому – фабрикация информации и подмена понятий. MediaIQ разбирался в этой теме с помощью кандидата исторических наук Вячеслава Носевича.

Использование бело-красно-белого флага ОНТ связывает с возрождением нацизма, а значит, по мнению телеканала, забыты Холокост, трагедии миллионов людей, вычеркнуты имена героев. Телеканал подтасовывает факты и на основе формального сходства (флаг в руках коллаборантов, флаг в руках участников антиправительственные митингов) и псевдологической связи делает удобный для пропаганды вывод.  «Незнание или, скорее, нежелание разбираться в истории втянуло страну в волну противостояния», – уверяет журналист. ГосСМИ исключают из информационного поля истинные идеи акций против фальсификации выборов и насилия, их причины и цели, и вешаю на них ярлык фашизма. Это пропаганда. Также госмедиа дискредитируют роль беларусов в протестном движении. По их версии, участники протестов действуют не самостоятельно, ими руководят, они только выполняют чужие указания. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов и фабрикация, инструмент пропаганды.

«Для кого силовики не герои, для того и Беларусь – не любимая»

По версии государственных СМИ, протесты не связаны с внутренней политической ситуацией в стране, за участниками акций с якобы неонацистским флагом стоят западные страны, цель которых –  территориальный раздел Беларуси. В такой сконструированной ситуации госмедиа занимают сторону силовиков и повторяют риторику Лукашенко: благодаря силовикам удалось сохранить страну.  Государственные СМИ ставят протестное движение в Беларуси в один ряд с немецко-фашистской оккупацией, представляют сотрудников МВД как защитников Беларуси. «Теперь эти колонны наших силовиков встречают, как поезд победителей», уверяет СТВ.

Хаос и преступность, нищета и разделение общества на классы; вместо государства бал правят транскорпорации.Так СТВ описывает мнимую угрозу, от которой Беларусь спасли «патриоты, которые не дали растоптать страны» (так СМИ называет сотрудников ОМОН).   Телеканал уверяет, что если бы с улиц ушли силовики, «то пришли бы вандалы, радикалы, фанаты». «Но в Беларуси есть ОМОН. ОМОН не дрогнул. С улиц не ушел», – успокаивает ОНТ зрителей. Телеканал транслирует свои убеждения, нарушает стандарт отделения мнений от фактов и манипулирует зрителями.

СТВ создаёт иллюзию, что беларусы массово поддерживают ОМОН. 13 декабря утром на проспекте Независимости прошла акция поддержки силовиков. Участники акции встречали сотрудников МВД, которые направлялись в город для подавления воскресных протестных акций. СТВ утверждает, что участники – патриоты, которые хотят показать силовикам, что «с вами – белорусы, за вами – страна». «Для кого силовики не герои, для того и Беларусь – не любимая», – делает вывод СТВ. Мнения нескольких участников провластной акции телеканал выдаёт за позицию всех беларусов. Это нарушение стандарта точности и фабрикация.

Государственные СМИ продолжают умалчивать о жестокости ОМОН в отношении задержанных, об издевательствах в ИВС. 1 и 2 декабря 2020 года в Европарламенте прошло обсуждение ситуации в Беларуси. Вероятно, об этом событии телеканал «Беларусь 1» сообщает, что очередной отчет был подготовлен на основании «глубинных интервью с потерпевшими, а также информации из открытых источников». Журналист не даёт ссылку на цитату, найти, кому принадлежат эти слова, не удалось. Далее телеканал утверждает, что «какие открытые источники имеются в виду, мы догадываемся», но не называет их. И продолжает: «Глубинные откровения нам тоже хорошо знакомы от якобы перебитых рук, изнасилований до окровавленных детей. Все это выгодные фейки, которые и нужны были европейцам». Рассказы людей, потерпевших от жестокости ОМОН, «Беларусь 1» называет фейком. Доказательств не приводит.

О силовых методах работы беларусского ОМОН во время разгонов акций протеста государственные СМИ не говорят открыто, но поведение силовиков оправдывают якобы аналогичными действиями правоохранителей в странах Европы, не проводя разницы между мирными протестами и массовыми беспорядками. ОНТ утверждает, что если не применять силу, то будет анархия. И демонстрирует кадры мировых агентств, на которых видно, что «там никто не стесняется применять силу». Телеканал показывает короткую нарезку вырванных из контекста кадров противостояния протестующих и силовиков в разных ситуациях. Телеканал не предоставляет информации, почему силовики и протестующие ведут себя именно так, в чём конфликт, когда и где это снято. Это нарушение стандарта полноты информации и подтасовка фактов.

«Одна небольшая, но гордая страна, которая оказалась права»

Антизападную риторику государственные СМИ продолжили в новостях о коронавирусе.  Государственные телеканалы противопоставляют способы реагирования на COVID-19 в Беларуси и государствах Европы, продолжают оправдывать решение не вводить карантин, говорят о превосходстве «своего пути». Аргументами служат экономические успехи и «работа не на статистику» (это лишь контекст, по версии ОНТ), а на спасение человеческих жизней. Экономическую и эпидемиологическую ситуацию в Европе государственные медиа критикуют и описывают в негативной тональности, информацию о проблемах Беларуси в аналогичных сферах не предоставляют, ситуацию оценивают позитивно.

ОНТ сообщает, что с начала года беларусскую модель борьбы с коронавирусом не критиковал только ленивый. СТВ считает, что она «одних раздражает, других злит». Телеканал уверяет: «В мире завидуют, внутри страны некоторые не оценивают». Кто именно и за что критиковал и, кто завидовал, телеканалы умалчивает. В другом сюжете СТВ заявляет, что беларусский опыт в борьбе с коронавирусной инфекцией перенимают другие страны. Какие именно страны и какой опыт, информации нет. Это нарушение стандарта полноты информации. Критику беларусской модели борьбы с COVID-19 СТВ объясняет тем, что «что у соседей из западного крыла катастрофа». У «Беларусь 1» тоже есть своя версия: оппонентам Беларуси было «трудно поверить в то, что небольшая страна может достойно противостоять смертельной угрозе». Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.

ОНТ считает, что европейская экономика терпит потери не из-за коронавируса, а «от популистских и чрезмерных мер защиты», ведь карантин всё равно не помог избавится от инфекции.  Тяжёлую ситуацию в Европе из-за коронавируса госмедиа чаще подают описательно. «Беларусь 1» утверждает, что «мир повторяет худшие ошибки первой волны. Никакой солидарности, свое здоровье, "богатых и прогрессивных", на первом месте». В другом сюжете телеканал упоминает якобы факт, но без точных цифр и ссылки на источник. «На грани катастрофы сейчас ситуация в польской системе здравоохранения. Текучка кадров в буквальном смысле слова. Специалисты бегут в другие страны Евросоюза». Информации о том, сколько именно врачей из Польши переехали в другие страны, нет.

ОНТ считает, что Европа и США осознали глобальность проблем, созданных популистской борьбой с COVID-19, но умалчивает о том, что карантинные меры в этих государствах сохраняются и в декабре. Телеканал обобщённо и эмоционально говорит о банкротстве, отсутствии денег, потере рабочих мест для сотен тысяч людей, но не приводит точные данные, которые бы позволили зрителю оценить урон. Медиа задаётся вопросом: «Им обещали, что помогут, но где на помощь брать деньги, если локдаун лишил средств целые страны?». ОНТ, как и другие государственные СМИ, умалчивают о помощи, которую США и страны Европы оказывают населению из-за последствий коронавируса. В США первый пакет помощи составил $3 трлн. и ожидается второй на сумму в $2 трлн. В Европе власти компенсируют 60% заработной платы людям, которые временно не работают из-за ограничений для противостояния распространения вируса.

Об экономических показателях года в Беларуси госмедиа говорят описательно либо приводят не полные цифры, которые не позволяют представить общую картину. От СТВ узнаём, что «Мировую экономику можно сравнить с зимним днем: минусовая температура, отрицательные показатели. В эту пандемическую пору Беларусь выглядит как погожий день...». ОНТ оценивает, что по экономическим показателям года почти вышли в ноль, инвестиционная деятельность не остановлена. «СБ. Беларусь сегодня» утверждает, что сохранена финансовая стабильность в банковской сфере и на валютном рынке, удалось рассчитаться по всем долгам. По каким именно долгам рассчитались, и какая это была сумма, портал умалчивает, но уверяет, что Беларуси удастся сохранить лидирующие позиции в экономической сфере не только среди соседей, но и в Европе в целом. СМИ нарушают стандарты полноты информации и отделения мнений от фактов: вместо объективных данных предоставляют собственные оценки. ОНТ также не называет цифры, которые бы могли подтвердить успехи беларусской экономики, но делает прогноз. «Пройдёт время, и в учебниках по экономике будут писать, что в глобальном кризисе 2020-го была одна небольшая, но гордая страна, которая оказалась права. Беларусь».

 

Вывод

В декабре государственные медиа чаще нарушали стандарты новостной журналистики и использовали пропаганду в материалах о массовых акциях протеста. В 100% новостей на эту тему был нарушен хотя бы один стандарт.

Государственные СМИ нарушают стандарт отделения мнений от фактов и полноты информации, фабрикуют информацию, подтасовывают факты  и создают свою версию причин и целей антиправительственных акций, которые происходят в Беларуси с 9 августа. Госмедиа уверяют, что таким образом соседние европейские страны стремятся разрушить территориальную целостность и суверенитет Беларуси. Но главная их цель не Беларусь, а России. Госмедиа накладывают протестное движение на упрощённую схему предыдущих военных конфликтов: страны Европы, в частности Польша, ставят под угрозу суверенитет и территориальную целостность Беларуси, но используют для этого не военные методы, а санкции, фейки, технологии цветных революций, переписывают историю и возрождают нацизм. Телеканалы транслируют и своё объяснение такому поведению соседей: национальные интересы и колониальные замашки.  Присутствует антизападная риторика.

Бело-красно-белый флаг государственные СМИ называют нацистским. Используя это манипулятивное утверждение, госмедиа подменяют истинные идеи и цели акций против фальсификации выборов и насилия нацистской идеологией и запугивают зрителей возможной военной агрессией со стороны Запада. Информация о политическом кризисе и его последствиях, политических заключённых, требованиях участников протеста нет.  Так государственные СМИ продвигают сконструированную повестку дня и смещают акценты.

В новостях о коронавирусе госмедиа используют контраст как инструмент пропаганды. ГосСМИ описательно, не приводя конкретные факты, положительно оценивают беларусскую модель борьбы с коронавирусом, которая не подразумевала использования карантинных мер. Аргумент: успехи в экономике Беларуси, которые также не подтверждены объективными цифрами, и упадок в экономике западных стран, которые ввели у себя карантин.

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в марте — Hrodna.life
Читать далее
Мониторинг
«Оскал Запада и откровенного вмешательства во внутренние дела»: как беларусские СМИ нарушали стандарты в марте
Читать далее
Мониторинг
Semi-annual report: July – December 2020
Читать далее
Мониторинг
Февраль — демонстрация успеха государства по всем фронтам. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Russia 1 journalist was a locomotive for promoting Lukashenka in Russian and Belarusian information space. Kremlin narratives in Belarusian media – January 2021
Читать далее
Мониторинг
«Крысы», «псы» и «существа» — всплеск дегуманизации в январе. Отчёт по манипуляциям
Читать далее
Мониторинг
Наиля Аскер-заде как локомотив для Александра Лукашенко. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа в январе 2021 года
Читать далее
Мониторинг
«Не допустили трагедии в национальном масштабе»: как национальные СМИ нарушали стандарты в феврале
Читать далее
Мониторинг
Госпропаганда продолжила ужесточаться. Отчёт по манипуляциям за декабрь
Читать далее
Мониторинг
Russian media comply with the principle of balanced coverage, whilst Belarusian media remain loyal to Officialdom. Kremlin narratives in Belarusian media – December 2020
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.