Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press

Поделиться:

Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press

Свободными от манипуляций и пропаганды в феврале были «Інфа-Кур’ер», «Вечерний Бобруйск» и Hrodna.life.

Чаще всего нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов» — в 20,5% от общего количества заметок всех медиа в феврале. Второй по частотности нарушений — стандарт «Достоверность» (18,3%).

Меньше всего региональные СМИ нарушали стандарт «Точность» и «Баланс мнений». Всего 12 и 13 случаев соответственно на 587 исследуемых новостных заметок.

 

 

Лидерами по пропаганде среди региональных СМИ стали «Сильные новости» (пропаганда и манипуляции были в 17% исследуемых заметок) и «Витебские вести» (в 14%).

Они чаще других СМИ нарушали стандарты. Топ-2 стандарта по количеству нарушений — «Достоверность» и «Отделение мнений от фактов». «Сильные новости» нарушили стандарт достоверности в 40% исследуемых заметок, «Вечерний Брест» — в 28%, «Витебские вести» — в 23%. Стандарт отделения мнений от фактов «Витебские вести» нарушили в 43% исследуемых новостей, «Вечерний Брест» — в 38%, «Сильные новости» — в 34%.

Полностью свободными от манипуляции и пропаганды в феврале были «Інфа-Кур’ер», «Вечерний Бобруйск» и Hrodna.life.

 

Разбор кейсов

Без суда виновата

«Бывшая жена украла у жителя Барановичей семейную реликвию», — звучит заголовок к заметке «Вечернего Бреста». Из текста становится понятно, что уголовное дело только возбудили, а журналист уже утверждает, что женщина совершила преступление. Суда ещё не было. Виновность женщины не доказана. Так журналист выдаёт версию органов за факт и формирует мысль, что обвинённый — значит виновен.

В тексте нет ни одной ссылки на источник. Непонятно, откуда журналист знает, что женщина «частенько прикладывалась к спиртному и под это дело периодически выносила в ломбард семейные драгоценности». Это нарушение стандарта «Достоверность».

СМИ сообщает, что семья часто попадала в поле зрения правоохранителей. Источник этой информации также отсутствует. Если об этом сообщили сами правоохранители, это следовало указать в заметке.

Прогнозы журналиста

«Сильные новости» рассказали о подготовке программы развития страны на новую пятилетку. Результаты уходящей пятилетки медиа называвает «противоречивыми» и «неоднозначными». То есть журналист сам оценивает итоги, не обращаясь к компетентным экспертам, тем самым нарушает стандарт «Отделение мнений от фактов».

Журналист рассказывает, что ВВП по итогам прошлого года вырос на 1,2%, хотя официальный прогноз предполагал его увеличение на 4%. И снова сам прогнозирует: «Это означает, что официальный план в очередной раз выполнен не будет, и можно начинать подводить итоги (с учётом ожидаемых результатов 2020-го) за всю уходящую пятилетку». Журналист выдаёт свое мнение за факт и нарушает стандарт отделения мнений от фактов.

Не спросил, но осуждаю

Ярославский моторный завод подал иск на «Гомсельмаш» за долги. «Очевидно, ярославцы не вдруг в суд с иском побежали, а на протяжении ряда лет пытались договориться мирным путем. Не получилось». «Сильные новости» выдают свои догадки за факты — никакой информации, подтверждающей это, нет. «Примечательно, что это второй иск, в первом речь шла о набежавшей пене на сумму чуть больше 6 млн. росс. руб. Возможно, истец таким образом пытался намекнуть о наступлении более тяжких для ответчика последствий. Намек в Гомеле не поняли и тогда „Автодизель“ от первого иска отказался и, что называется, включил полную скорость, заявив полную сумму». Причин, почему от первого до второго иска сумма долга выросла, мы не узнаем. Из сказанного следует, что размер первого иска составлял 6 млн. росс. руб. не по объективным причинам, а потому что ярославский завод не хотел выставлять полную сумму долга. А сумма при подаче второго иска увеличилась, потому что истца разозлило поведение «Гомсельмаша», который не понял его «намёков».

Автор новости занимает позицию одной из сторон и домысливает за неё, оправдывая её действия. Домыслы — манипулятивная техника.

В публикации не звучит голос ни представителей моторного завода, ни «Гомсельмаша», как нет и ссылок на источник информации о судебной тяжбе. Нарушен стандарт достоверности.

Количество прибыли разглашению не подлежит

«Обольский керамический завод впервые за десятилетие получил чистую прибыль», — утверждает заголовок «Витебских вестей».

Вся информация о показателях завода изложена в одном абзаце: «Выпуск продукции по сравнению с 2018-м увеличился на 8,4%. Особый акцент был сделан на изделиях, которые пользуются повышенным спросом. К примеру, резко возрос объем производства полнотелого кирпича. На 7,7% больше предложено потребителям популярной продукции цеха художественной керамики, на 7,5% прибавился объем теннисита — декоративного материала, который применяется для покрытия парковых дорожек».

Никакой другой информации, подтверждающий тезис в заголовке о чистой прибыле завода, нет. Как и нет ссылок на источник информации.

В лиде завод назван «флагманом промышленности Шумилинщины», который «впервые за десятилетие начал плюсовать и получил чистую прибыль». Что именно начал плюсовать завод, не уточняется.

Зато мы узнаем о проблемах Обольского керамического завода. «По-прежнему острейшая проблема, которую приходится решать, — сбыт готовой продукции. <...> В прошлом году запасы готовой продукции возросли на 172%». Читатель не может реально оценить проблему сбыта продукции, потому что нет данных о том, сколько уже было запасов на складе до того, как они выросли на 172%. Это нарушение стандарта полноты информации. Ссылки на источник информации о росте также нет — нарушение стандарта «Достоверность».

Куриные лапки

«Куриные лапки производства Витебской бройлерной птицефабрики покорили китайский рынок», — заявляют «Витебские вести».

СМИ утверждает: «Только в прошлом году на китайский рынок поставлено товара на 6,5 млн долларов. Всего экспортная составляющая превысила 12 млн долларов». Цифры говорят только о том, что поставка куриных лапок в Китай приносит витебской фабрике чуть более половины всего дохода от экспорта. Но это еще не означает, что лапки «покорили» Китай. Источника цифр тоже нет.

Медиа сообщает, что «продукцию Витебской бройлерной птицефабрики по достоинству оценили в Казахстане, Киргизии, Азербайджане. В этом году планируют выйти на рынки Узбекистана и Армении». Но откуда эта информация, тоже непонятно. Возможно, это был комментарий сотрудника бройлерной фабрики или пресс-релиз. В этом случае следовало указать источник информации.

 

Выводы

Самый высокий балл у «Могилёвских ведомостей» — 4,82, за ними идёт Intex-press — 4,70, Hrodna.life — 4,68, и «Рэгіянальная газета» — 4,67.

Наименьшие баллы по результатам мониторинга: «Сильные новости» (4,14), «Витебские вести» (4,25), «Вечерний Брест» (4, 28).

Чаще всего СМИ нарушали стандарт «Отделение мнений от фактов» — в 20,5% от общего количества заметок всех медиа в феврале. Второй по частотности нарушений — стандарт «Достоверность» (18,3%).

Нарушения стандартов журналистики в региональных СМИ нельзя связать с определёнными темами — таких закономерностей в феврале не выявили.

Лидерами по пропаганде в феврале стали «Сильные новости» и «Витебские вести». Эти медиа чаще других нарушали стандарты «Отделение мнений от фактов» и «Достоверность».

СМИ, которые остались свободными от пропаганды и манипуляции в феврале: «Вечерний Бобруйск», Hrodna.life, «Інфа-Кур’ер».

 

Марина Елистратова

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в феврале. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку
Читать далее
Мониторинг
Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в январе
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: В 4 из 5 сюжетов ОНТ — пропаганда
Читать далее
Мониторинг
Белнефтехим — основной источник информации о беларусско-российских отношениях
Читать далее
Мониторинг
Quarterly report: September – December 2019
Читать далее
Мониторинг
В 75% сюжетов «Беларусь 1» и ОНТ — пропаганда и манипуляции
Читать далее
Мониторинг
ОНТ нарушил стандарт отделения мнений от фактов во всех сюжетах 
Читать далее
Мониторинг
БелаПАН возглавил октябрьский рейтинг
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.