Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями

Поделиться:

Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями

Главными темами при освещении беларусско-российских отношений в феврале 2020 продолжали оставаться урегулирование условий поставок российских нефти и газа, попытка диверсификации покупки нефти, а также визит в Беларусь госсекретаря США Майкла Помпео и интерпретация этого факта в Минске и Москве.

Что мы сделали

Мы проанализировали 823 публикации (442 беларусских и 381 российских) ведущих медиа двух стран о беларусско-российских отношениях в СМИ Беларуси и России с 1 по 28 февраля 2020 года. В подборку попали российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ, а также публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (*).

В исследование, кроме этого, включены публикации о беларусской ситуации интернет-издания «Украина.ру» (принадлежит МИА «Россия сегодня», посвящено критике ситуации в Украине) — мы проверяли гипотезу, стал ли беларусский правящий режим его новой мишенью.

 

Кто у кого заимствует информацию

Мы проанализировали источники информации: кто говорит, на кого ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях СМИ, а также кто в них является героем.

Более открыты к заимствованию российского контента негосСМИ (для сравнения негосударственные «Наша Ніва» дала 21,2% ссылок на российские источники в исследованном объёме материалов, Naviny.by — 19,2%; государственные БелТА — 6,1%, «СБ. Беларусь сегодня» — 2,0%).

 

По частотности заимствования в беларусских СМИ среди российских источников в целом лидируют ТАСС (31,3%) и РБК (12,1%), а также «Эхо Москвы» (8,1%) и РИА Новости (7,1%).

 

Lenta.ru и РБК cреди исследованных российских изданий в феврале были наиболее открыты для заимствования беларусского контента (22,2% и 17,4% соответственно).

Безусловным лидером в качестве источника для российских СМИ выступает беларусское государственное агентство БелТА (74,3%).

Из беларусских негосСМИ в январе заметно цитирование российскими изданиями только портала TUT.BY (4,2%). Анонимный телеграм-канал «Пул Первого», который связывают с пресс-службой президента Беларуси, прочно прописался в качестве источника информации для российских СМИ (3,5%).

 

Фокус на источниках

В беларусском наборе исследованных СМИ в феврале оказались 817 источников, а в российском — 775.

Сравним частотность.

В январе в лидерах были ссылки на концерн «Белнефтехим» как источник информации (в беларусских СМИ 6,2%, в российских СМИ 6,6%). В феврале ссылок на концерн стало меньше почти в четыре раза в беларусских СМИ, в российских — лишь вдвое, но частотность упоминания пресс-секретаря «Белнефтехима» Александра Тищенко выросла и превысила трёхпроцентный порог (в беларусских СМИ 3,1%, в российских СМИ 3,4%). В общем-то это остался один и тот же источник.

Но позиция Тищенко и «Белнефтехима» уже не такая лидирующая, как в январе. В феврале в основные ньюсмейкеры возвращается президент Беларуси Александр Лукашенко — он комментировал беларусско-российские отношения, он вёл переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным, ему Путин звонил с предложением компенсировать потери Беларуси от российского налогового маневра и т.д.

Что касается Владимира Путина, то он ушёл под радары по частотности цитирования в российских СМИ, так как лично фактически не комментировал беларусско-российские отношения (кроме растиражированного высказывания на саммите в Сочи о достоинствах кашки на воде).

Показательно, что когда возник спор об интерпретации телефонного разговора Путина и Лукашенко, не Путин, а его пресс-секретарь Дмитрий Песков оспаривал озвученное беларусским президентом обещание Путина компенсировать потери Беларуси (об этом подробнее см. в разделе о нарративах).

Зато в беларусских СМИ Путин не молчит. «КП Беларусь» и «Наша Ніва» публикуют серию интервью российского президента «Специальный проект ТАСС. 20 вопросов Владимиру Путину» — так молчальник вышел в начало беларусского рейтинга по частотности ссылок на него как на источник информации.

В феврале в российских СМИ в качестве экспертов и одновременно критиков Александра Лукашенко выступали депортированный из Беларуси российский политолог Андрей Суздальцев, бывший сотрудник Администрации президента Беларуси, шеф-редактор ИА REGNUM Юрий Баранчик, председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» Богдан Безпалько, лидер организации «Русь молодая» (Румол), заместитель председателя Координационного совета руководителей общественных объединений российских соотечественников в Республике Беларусь Сергей Лущ, лишённый беларусского гражданства пророссийский активист Кирилл Аверьянов-Минский. Их присутствие было не очень частотно (за исключением Суздальцева) и в основном концентрировалось на сайтах Украина.ру и Lenta.ru (подробнее об их высказываниях см. в разделе нарративы).

Интересно, что те же российские издания брали комментарии у беларусского историка, председателя Беларусской женской лиги Нины Стужинской, у директора аналитического центра «Актуальная концепция», члена Научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Беларуси Александра Шпаковского и у научного сотрудника Института философии НАН Беларуси, главного редактора портала IMHOclub.by Алексея Дзерманта. Похоже, что обращение к названным источником было призвано имитировать баланс мнений, так как Стужинская является пробеларусским общественным деятелем, а Шпаковский и Дзермант при видимом сохранении русофильства демонстрируют лояльность президенту Беларуси. Этим спикерам в материалах противопоставлялись критики Лукашенко.

 

Фокус на героях публикаций

В общей сложности при освещении интеграционной тематики в феврале в исследованных беларусских медиа упоминались 1323 персон, в российских — 1298. Сравним частотность.

Среди героев публикаций беларусских и российских медиа по тематике взаимоотношения двух стран в феврале в обеих странах на первой позиции находится Александр Лукашенко (в Беларуси — 19,8%, в России — 24,2%).

Беларусский лидер активно высказывался на эту тему, а также ещё более часто упоминался в бекграунде материалов. Российский лидер Владимир Путин в феврале, как и в январе, в основном лишь упоминался: герои публикаций рассуждали, что он сделал или что он намерен сделать (в Беларуси — 19,2%, в России — 18,8%).

В беларусском наборе героев публикаций третьим, сразу после Путина, идёт посол Беларуси в России Владимир Семашко (3,1%), но в российском частотность его упоминания ниже трёхпроцентной границы. Третьим в российском наборе идёт пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков (4,2%), который в беларусских СМИ выпал за трёхпроцентный барьер. В обоих списках около трёхпроцентной границы есть российский вице-премьер Дмитрий Козак, зато внимания госсекретарю США Майку Помпео в российских СМИ оказали больше, чем в беларусских (4% и 3% соответственно). Как высказался по этому поводу автор  «Украина.ру» Максим Максимов, Москва ревнует Лукашенко к Западу: «Там дико ревнуют Бацьку, а значит — любят. Хотя понимают, что это безумие и бесконечно давать собой манипулировать нельзя. Любая банальность про „импульс“ в белорусско-американских отношениях, в кремлевских „башнях“ вызывает ревность».

 

Фокус на транслируемых идеях

В феврале традиционный нарратив «Альтернативы сотрудничества Беларуси и России нет» превысил по частоте использования трёхпроцентный предел только в российских СМИ (3,2%) и ушёл под радары в беларусских, в то время как в январе он был заметен и в беларусских, и в российских СМИ.

На первых позициях второй месяц остаётся констатация факта, что Беларусь диверсифицирует поставки нефти (18,7% в беларусских; 18,4% в российских). В феврале тема несколько потускнела по сравнению с январём (тогда было 28% и 30,7% соответственно), что вызвано появлением новых попыток беларусских и российских властей договориться, а также полярными интерпретациями предмета переговоров.

Нарратив об отсутствии экономически обоснованной альтернативы российской нефти для Беларуси был в январе, но потерялся в феврале в беларусских СМИ. В российских СМИ этот нарратив в феврале наоборот преодолел трёхпроцентный барьер, чего он не смог сделать в январе.

Весь исследуемый период рассуждения об угрозе России поглотить Беларусь остаются в топе беларусских и российских СМИ.

На эту тему несколько раз высказывался Лукашенко, говорил, что нужно сохранить независимость Беларуси. Это транслировали как беларусские, так и российский СМИ. При этом для российской аудитории создавался образ «Лукашенко против объединения Беларуси и России, Лукашенко тормозит интеграцию с Россией».

Позднее, возможно реагируя на этот медиаэффект, беларусский президент высказался, что в интеграции нет ничего плохого, «отметил готовность продолжать интеграционный процесс с Россией, но выразил мнение, что он должен проходить без привязки к экономическим вопросам, в частности, цене на газ».

Отверг не значит опроверг

В заголовках беларусских и российских СМИ в феврале часто выносилось утверждение, что Кремль/Песков опроверг (слова Лукашенко об обещании Путина или утверждение Bloomberg, что Путин затеял конституционную реформу из-за отказа Лукашенко создать единое государство), в то время как собственно опровержение в заявлении пресс-секретаря российского президента отсутствовало.

Песков не опровергал с помощью аргументов данные утверждения, а всего лишь их отвергал. В ряде случаев закавыченные цитаты Пескова являлись ответом на неопубликованный вопрос журналистов, что должно снижать доверие грамотных читателей, но останется без внимания массовой аудитории.

Так, в материале «Спутник Беларусь» «Песков: об объединении России и Беларуси президенты не говорили» в качестве якобы опровержения сказано: «Американское агентство Bloomberg заявило о том, что российский лидер будто бы предлагал белорусскому коллеге „объединение“ двух стран. „Нет. Это не так. Говорили об углублении интеграции в рамках Союзного государства“, — сообщил Песков РИА Новости».

Углубление интеграции может неуловимо перетекать в создание единого государства или в создание наднациональных органов с реальными полномочиями.

В «Коммерсанте» «опровержение» Пескова подано с загадочным заголовком «Союзное государство остаётся в рамках интеграции».

Прямая критика Лукашенко, беларусского государства или заявления разной степени прямоты о несуществовании беларусского этноса в феврале встречались лишь в отдельных российских медиа, таких как Украина.ру, Lenta.ru и REGNUM, а близкие к Кремлю «Известия» и «Взгляд» высказывались более дипломатично. Тем не менее пул этих изданий не только раз за разом вспоминал о визите в Минск Помпео, но и проводил мысль, что у США есть план оторвать Беларусь от России, а также, что «Лукашенко не может опереться на Запад — Запад обязательно его предаст».

Критики Лукашенко высказывались в феврале довольно ярко. «Традиционный грабеж». Суздальцев о заборе технологической нефти из «Дружбы» (Украина.ру), «Политолог Безпалько: Лукашенко мало чем отличается от русофобов Украины» (Украина.ру), «Белорусские националисты воюют с русским языком. Почему Лукашенко им не мешает?» (Lenta.ru) и даже «Безпалько: С белорусским народом у России много общего, но не с белорусским президентом» (Украина.ру).

Такого рода публикации малочастотны и в основном не выходят на массовую аудиторию, но, похоже, выполняют роль резервуара, в котором опасная инфекция сохраняется жизнеспособной до определенного момента.

Можно считать, что гипотеза подтвердилась — Украина.ру избрала Лукашенко своей новой мишенью.

 

Павлюк Быковский

 

* 442 публикаций в 22 беларусcких медиа («Беларусь 1» , «Белгазета», «Белорусы и рынок», «Белрынок», «Белсат TV», БелТА, «Вестник Белнефтехима», «Завтра твоей страны», «Звязда», «Интерфакс-Запад», «КП Беларусь», «Наша Ніва», ОНТ, «СБ. Беларусь Сегодня», «Спутник Беларусь», СТВ, «Экономическая газета», Euroradio, Naviny.by, Onliner, REFORM.by, TUT.BY) и 381 публикаций в 27 российском медиа («Ведомости», «Взгляд», «Дождь», «Евразия. Эксперт», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсантъ», «Медиазона», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Огонёк», «Прайм», «Радио Sputnik», «РБК», РИА Новости, «Росбалт», «Свободная пресса», ТАСС, «Украина.ру», «Эхо Москвы», Lenta.ru, Life.ru, Meduza, REGNUM, RT, RTVI).

Материалы по теме

Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в феврале. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку
Читать далее
Мониторинг
Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов
Читать далее
Мониторинг
Отчёт по манипуляциям в январе
Читать далее
Мониторинг
Стандарты в национальных СМИ: В 4 из 5 сюжетов ОНТ — пропаганда
Читать далее
Мониторинг
Белнефтехим — основной источник информации о беларусско-российских отношениях
Читать далее
Мониторинг
Quarterly report: September – December 2019
Читать далее
Мониторинг
В 75% сюжетов «Беларусь 1» и ОНТ — пропаганда и манипуляции
Читать далее
Мониторинг
ОНТ нарушил стандарт отделения мнений от фактов во всех сюжетах 
Читать далее
Мониторинг
БелаПАН возглавил октябрьский рейтинг
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.